«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Итак, братия и сестры, постараемся во время поста сделать свою душу хотя бы в малой мере духовной и небесной. Для этого будем поститься не только телом, но и душой, воздерживаясь от мирской суеты и мусора, от этой «свиньям приличной пищи», какой привыкли мы питаться. Освободившееся от мирских занятий время посвятим занятиям духовным. Будем часто исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин. Ведь, по словам преподобного Серафима Саровского, Благодать таинства Причастия настолько велика, что душа человека, часто причащающегося, мало-помалу просветляется, очищается и в конце концов непременно спасается. Итак, потрудимся над тем, чтобы провести предстоящий нам пост духовно, приобрести Благодать и подняться по лестнице христианского совершенства. Аминь.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Господь и Создатель вселенной, когда пришло Ему время воплотиться, стать человеком и явиться в мир, приготовил Себе дом для вселения — Ту, Которая должна была родить Его и стать Ему Матерью, — Пречистую Деву Марию. Пречистая Дева должна была быть сосудом святейшим и чистейшим, безукоризненным и безупречным, ибо Сам Бог имел намерение вселиться в Нее и родиться из Нее. В обычае и у земных царей, говорит святитель Димитрий Ростовский, когда они хотят прийти в какой-либо город и жить в нем, заранее готовить себе дворец, который созидается самыми искусными мастерами из драгоценных материалов, на лучшем и возвышеннейшем месте, прекраснее и обширнее прочих жилищ человеческих. Такой прекраснейшей и славнейшей палатой не земного, но небесного Царя и должна была стать Дева Мария.

Давайте посмотрим, братия и сестры, каким же образом Господь готовит для Себя этот прекрасный дворец, то есть Пречистую Деву? — Он приводит Ее с младенчества, с трехлетнего возраста, в храм. Там, при храме, Она должна была освятиться, сделать совершенной Свою чистоту и приготовиться к рождению Христа. Таким образом, пример Божией Матери со всей очевидностью показывает, сколь великое значение имеет храм для нашего освящения, совершенства и приближения к Богу. Ведь если даже Пресвятой Деве, Которая Сама была храмом, нужно было жить при храме, то тем более все прочие люди имеют великую потребность в храме для своего спасения.

Что же такое храм? Храм — это место, где Господь присутствует совершенно особым, исключительным образом. Об этом Он Сам возвестил Соломону, когда тот построил Иерусалимский храм: «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни». Господь вездесущий, Он пребывает везде, на всяком месте, но в храме Он пребывает не так, а совершенно особым образом. Поэтому храм есть место глубоко таинственное, в нем сокрыты многие тайны и Божественная премудрость. И это неудивительно: ведь храм не является человеческим изобретением, но Сам Господь научил через великих пророков Моисея и Давида, как в точности он должен быть устроен.

Видимое устройство храма имеет многие смыслы и символизирует одновременно много вещей. Например, храм символизирует наш мир — вселенную, космос, мироздание. Мироздание состоит из трех частей — горнего Ангельского мира, материального мира людей и преисподней, где пребывают демоны. Подобно этому и храм состоит из трех частей — алтаря, средней части и притвора. И это имеет глубочайший смысл, ибо означает, что наше богослужение, церковные таинства и вообще все, что происходит в храме, имеет космическое значение, влияет на жизнь всей вселенной. Когда мы, например, обходим храм в пасхальную ночь, это означает, что Воскресение Христа имеет значение для всего мироздания. Или рассмотрим событие сегодняшнего дня — Введение в храм Божией Матери, — оно также имеет глубокий смысл: храм — это вселенная; Богородица входит во вселенную, как Царица, как Новая Ева, а за Ней грядет Христос, Царь вселенной, Новый Адам, — подобно тому, как когда-то Господь ввел в первозданный мир наших прародителей, Адама и Еву.

Помимо мироздания, храм символизирует собой еще и человека. На это тоже указывает трехчастное его деление. Человек, как и храм, трехчастен, он состоит из духа, души и тела. Наличие таинственной связи между храмом и телом человека подтверждается словами Христа о том, что Он воздвигнет разрушенный храм Своего тела в три дня. Такое сопоставление человека с храмом исполнено глубокого смысла: отсюда, например, следует, что человек призван стать храмом, в котором обитает Сам Господь. И это не просто красивые слова, — святые свидетельствуют, что Бог действительно вселяется и обитает в тех, кто освятился и сделал себя храмом. В Добротолюбии преподобный Исаия говорит: «Как Матерь Божия зачала Духом Святым Сына Божия, так и те, на кого снизойдет Благодать Божия, таинственно зачинают и носят в себе Сына Божия». И становится тогда человек поистине храмом и обиталищем Живого Бога, своего Создателя.

Кроме того, храм символизирует собой еще и Церковь Христову. Как храм складывается из многих кирпичиков, так и Церковь состоит из многих душ, верующих во Христа. Каждый кирпичик в храме находится на своей высоте, — так же и каждый христианин находится на своем духовном уровне. Сияющее золото купола — это святые, они ближе всех к Богу, снисхождение в мир Которого обозначает венчающий купол крест. Христиане призваны приблизиться к Богу, подражать святым, стать золотом купола. Но, с другой стороны, быть даже и последним кирпичиком внизу все равно спасительно, главное — не отпасть от храма, от Церкви.