«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Другой пример: человека посадили в тюрьму. Конечно, это большая скорбь и для него, и для его близких. Однако Господь видит, что если он будет продолжать жить, как раньше, то неминуемо погибнет. Тогда как такое потрясение, как тюрьма, сможет его привести в чувство. В тюрьме у него будет возможность подумать, посмотреть на себя со стороны, переосмыслить свою жизнь. К тому же к заключенным там будет приходить священник, так что он сможет покаяться и приблизиться к Церкви, а значит, к спасению.

Старец Паисий Афонский рассказывал случай, как пьяный водитель насмерть сбил ребенка. По человеческому рассуждению, это была большая и бессмысленная трагедия: погубленная молодая жизнь, огромное горе для отца и матери, изуродованная судьба водителя. Но старец Паисий, которому часто были открыты пути Божественного Промысла, объяснил смысл случившегося так: водитель жил плохой греховной жизнью, и происшедшее с ним потрясение и тюрьма помогут ему прийти в себя. Также и родители ребенка: через свое горе они придут к Богу. Что же касается самого ребенка, то мы, люди, не знаем, какая была бы у него жизнь. Будущее известно одному только Богу, и если Господь видит, что человек впоследствии собьется с пути, совершит тяжкие грехи и погибнет, то часто Он забирает его из мира раньше, чем все это случится.

Из рассказа старца видно, что даже и саму смерть Господь посылает человеку для его блага, то есть для спасения в вечности. Ибо мы всегда смотрим на время и стараемся благополучно и беззаботно прожить на земле, а Господь прежде всего смотрит на вечность: что ждет человека там? Рай или ад? Вечное блаженство или вечная мука? И использует все возможные средства, чтобы спасти его от ада и привести в Рай.

Христиане — это люди, которых Бог избрал для того, чтобы они приносили угодные Ему плоды святости и совершенства. Никто не может прийти ко Мне, говорит Христос, если не привлечет его Отец, пославший Меня. То есть никто не может стать христианином и церковным человеком, если не позовет его Сам Бог, Который предвидит, что человек этот может приносить духовные плоды. Старец Паисий говорил, что Господь смотрит на сердце каждого человека: можно ли открыть ему истинную веру, способен ли он жить в соответствии с ней, и если видит, что способен, то привлекает его ко Христу, к церковной жизни.

Отсюда видно, что христиане — это люди, призванные Богом, взятые Им в удел, люди, о которых Бог имеет совершенно особое попечение. Поэтому когда Он попускает христианам скорби, то делает это для их собственной пользы, как попускал Он скорби всем святым и праведникам, всем Своим избранникам. Господь пересадил каждого из нас в Свой виноградник, в Церковь, и ожидает, чтобы мы приносили нужные Ему плоды. Но, увы, этому почти всегда угрожают наши земные пристрастия — к удовольствиям, славе, богатству, власти. И Господь, когда видит, что нет другого способа, очищает нас через скорби, подобно тому, как садовник обрезает беспорядочно разросшиеся ветви деревьев, чтобы они росли правильно и больше приносили плодов.

Господь, по словам святых отцов, и хотел бы не посылать нам скорбей, но без скорбей мы не умеем спасаться, и потому Он посылает их. Преподобный Исаак Сирский говорит, что хотя искушения и скорби близки к людям, как близки между собой веки на глазах, однако Бог устроил это премудро и для нашей пользы, чтобы мы постоянно ударяли в дверь Его, чтобы памятью скорбного всевалось в уме нашем памятование о Нем, чтобы к Нему приближались мы в молитвах.

Итак, все скорбное, что с нами происходит, происходит не случайно, но по Промыслу Божию. Христос сказал Петру, когда тот с мечом в руках пытался защищать Его в Гефсимании: «Вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» Святитель Игнатий, размышляя об этих словах, обращает внимание, что чашу страданий подает Христу не кто-нибудь, а Небесный Отец. Не Каиафа, не Иуда, не фарисеи приготовляют эту чашу, не Пилат со своими приспешниками, но все совершает Отец. Люди же хотя и действуют по своей свободной воле, но не перестают при этом быть орудиями премудрого и всемогущего Божественного Промысла. И потому, когда перед нами является чаша, то есть когда нас посещают скорби, мы должны знать, что это послано нам Самим Богом. Святитель Игнатий говорит, что Господь, по свидетельству и Писания, и Церковной истории, во многих случаях попускал скорби возлюбленным Своим, а во многих случаях отклонял скорби от возлюбленных Своих, сообразно непостижимым судьбам Своего Промысла. Господь всемогущий и всевидящий, Он знает наши скорби, и если бы находил, что нужно и полезно отвратить их от нас, то сделал бы это непременно.