«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Приведем такое сравнение: если много людей идут по обледенелой скользкой дороге, то некоторые из них могут поскользнуться и упасть, в то время как другие минуют ее благополучно. Виноваты ли упавшие больше, чем неупавшие? Конечно нет, просто вторым повезло больше, чем первым, — они не попали на самые скользкие места. К тому же у первых, может быть, были плохие скользкие ботинки, а у вторых — хорошие и нескользкие.

Вот так же и в том, что касается преступлений: люди, которые их не совершали, видимо, просто не имели для этого мотивов и ситуаций, не имели сильных соблазнов. А если бы им пришлось столкнуться с соблазнами, то все могло бы быть и по-другому. Кроме того, не совершать преступлений людям часто помогает вовсе не какая-то личная праведность, а просто хорошая наследственность: им, например, досталась от родителей крепкая нервная система и уравновешенный характер.

Рассуждая о помощи заключенным, следует сказать нечто и о человеческом правосудии. Человеческое правосудие есть вещь крайне несовершенная, оно часто дает сбои и часто предоставляет самые широкие возможности для злоупотреблений. Сплошь и рядом человеческое правосудие вообще оказывается вопиющим неправосудием. Примеров тому, к сожалению, имеется великое множество. Достаточно вспомнить, как был осужден Христос самым совершенным и гуманным в мире судом — судом римским. Римская система права и суда, кстати сказать, и до нашего времени является общепринятой и признается лучшей из всего, что выработало человечество в этой области. Но мы зададим себе вопрос: чего же стоит эта самая совершенная система права, если она осудила на смерть Самого Христа, Самого Господа и Бога?

Также и помимо этого самого страшного преступления, совершенного человеческим судом, существует множество других примеров, когда судебная машина полностью извращала суд, творя вопиющие беззакония и несправедливости. Если мы вспомним наше недавнее коммунистическое прошлое, то увидим, что очень часто в ту эпоху в тюрьмах и лагерях сидели как раз лучшие представители нашего народа: люди верующие, церковные, те, кто не поддакивал безбожному и бесчеловечному большевистскому режиму, да и просто люди порядочные и мужественные, не побоявшиеся открыто высказывать свое мнение, не совпадающее с мнением большинства. Известно, что тысячи из заключенных коммунистической эпохи уже прославлены в лике святых, и несомненно, что со временем их будет прославлено еще больше. А ведь тогда эти люди были для всего общества предметом ужаса и поругания, страшными зэками, от которых все шарахались как от чумы.

А если мы вспомним времена гонений первых трех веков христианской эры? Сколько великих святых сидело тогда по тюрьмам Римской империи? Сколько из них было публично замучено и казнено государственной судебной машиной? И конечно, добропорядочные римские граждане относились к ним точно так же, как и граждане советские: как к преступникам, отбросам общества, почти не людям.

Итак, совершенно еще неизвестно, где больше людей, угодных Богу, и где больше тех, которые спасутся — среди заключенных или среди тех, кто на свободе. Из Евангелия мы видим, что первым из всего рода человеческого в Рай вошел именно заключенный — разбойник, который сидел в тюрьме и даже был приговорен за свои преступления к смертной казни.

Старец Паисий Святогорец рассказывал интересный случай, как один молодой человек, видя, как страдают бедные семьи, и, не имея своих денег, чтобы им помогать, решил ради этой помощи воровать деньги из церковной копилки. Парень поступал так: украв деньги, он раздавал их бедным, покупал им еду, вещи, а потом, чтобы подозрение не пало на невиновных людей, шел в полицию и говорил: я украл деньги из храма и истратил их. Его били, обзывали шпаной и вором и сажали в тюрьму. Так было много раз. В городке, где он жил, все его знали, сторонились и иначе как вором и отморозком не называли. А он верил, что, поступая так, он терпит несправедливость и страдает ради Христа и людей. И, как видно, Господь по его вере принимал такую его жертву, потому что Благодать Божия пребывала в душе этого человека. Сидя в тюрьмах и терпя презрение от своих сограждан, он радовался духовной радостью и благодарил Бога за все. Выйдя из тюрьмы, он, не желая потерять эту радость, поскорее совершал новую кражу, раздавал деньги бедным и сдавался в полицию. А иногда бывало, что его сажали и несправедливо, списывая на него кражу, совершенную кем-то другим. Но он и за такую несправедливость благодарил Бога и радовался. Так он прожил многие годы.