«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Также и помимо этого самого страшного преступления, совершенного человеческим судом, существует множество других примеров, когда судебная машина полностью извращала суд, творя вопиющие беззакония и несправедливости. Если мы вспомним наше недавнее коммунистическое прошлое, то увидим, что очень часто в ту эпоху в тюрьмах и лагерях сидели как раз лучшие представители нашего народа: люди верующие, церковные, те, кто не поддакивал безбожному и бесчеловечному большевистскому режиму, да и просто люди порядочные и мужественные, не побоявшиеся открыто высказывать свое мнение, не совпадающее с мнением большинства. Известно, что тысячи из заключенных коммунистической эпохи уже прославлены в лике святых, и несомненно, что со временем их будет прославлено еще больше. А ведь тогда эти люди были для всего общества предметом ужаса и поругания, страшными зэками, от которых все шарахались как от чумы.

А если мы вспомним времена гонений первых трех веков христианской эры? Сколько великих святых сидело тогда по тюрьмам Римской империи? Сколько из них было публично замучено и казнено государственной судебной машиной? И конечно, добропорядочные римские граждане относились к ним точно так же, как и граждане советские: как к преступникам, отбросам общества, почти не людям.

Итак, совершенно еще неизвестно, где больше людей, угодных Богу, и где больше тех, которые спасутся — среди заключенных или среди тех, кто на свободе. Из Евангелия мы видим, что первым из всего рода человеческого в Рай вошел именно заключенный — разбойник, который сидел в тюрьме и даже был приговорен за свои преступления к смертной казни.

Старец Паисий Святогорец рассказывал интересный случай, как один молодой человек, видя, как страдают бедные семьи, и, не имея своих денег, чтобы им помогать, решил ради этой помощи воровать деньги из церковной копилки. Парень поступал так: украв деньги, он раздавал их бедным, покупал им еду, вещи, а потом, чтобы подозрение не пало на невиновных людей, шел в полицию и говорил: я украл деньги из храма и истратил их. Его били, обзывали шпаной и вором и сажали в тюрьму. Так было много раз. В городке, где он жил, все его знали, сторонились и иначе как вором и отморозком не называли. А он верил, что, поступая так, он терпит несправедливость и страдает ради Христа и людей. И, как видно, Господь по его вере принимал такую его жертву, потому что Благодать Божия пребывала в душе этого человека. Сидя в тюрьмах и терпя презрение от своих сограждан, он радовался духовной радостью и благодарил Бога за все. Выйдя из тюрьмы, он, не желая потерять эту радость, поскорее совершал новую кражу, раздавал деньги бедным и сдавался в полицию. А иногда бывало, что его сажали и несправедливо, списывая на него кражу, совершенную кем-то другим. Но он и за такую несправедливость благодарил Бога и радовался. Так он прожил многие годы.

Конечно, парень был все-таки не прав в том, что ворует деньги, и мысли сомнения иногда посещали его. Поэтому однажды, после очередной отсидки, он приехал к старцу Паисию на Афон, чтобы посоветоваться с ним, как жить дальше. Отец Паисий рассказывал потом, что лицо этого человека буквально светилось Благодатью и духовной радостью, и это свидетельствовало о том, что Богу была угодна его жизнь. Тем не менее старец, выслушав его, посоветовал оставить прежнюю деятельность, переехать в другой город и начать новую жизнь, работая своими руками и помогая бедным от своих трудов. Парень обещал послушаться. Но вот после этого прошло полгода, и старец Паисий получает от него письмо, написанное из тюрьмы. Однако на этот раз в тюрьму он попал не потому, что украл деньги, а потому, что произошла судебная ошибка. Его посадили за кражу, за которую он уже отсидел когда-то срок! И по-прежнему парень, терпя несправедливость, радовался духовной радостью, и Благодать Божия была в нем. «Он имел в себе Христа, — говорил старец Паисий, — он не мог сдержать себя от радости, которую переживал. Он переживал божественное сумасбродство, праздничное веселие!»

Эта история, братия и сестры, еще и еще раз показывает нам, что в тюрьмах часто могут находиться самые необычные, удивительные и угодные Богу люди. Из Библии мы знаем, что многие великие святые прошли через аресты и тюрьмы. Например, праведный патриарх Иосиф, пророки Божии Даниил, Исаия, Иеремия, святой Иоанн Предтеча, святые апостолы Петр, Павел, Иаков, Иоанн да и вообще все святые апостолы. Сам Христос был накануне Своего распятия арестован и заключен под стражу.

Следует также сказать и о том, что никто из нас самих не может быть уверен, что он никогда не попадет в тюрьму. Как уже говорилось, часто туда попадали люди совершенно невиновные и никогда не предполагавшие, что окажутся там. Не напрасно говорит пословица: от сумы и от тюрьмы не зарекайся. Кроме того, времена изменчивы, и может случиться, что на Церковь Христову снова придут гонения. И тогда тюрьмы опять будут наполнены христианами, то есть нами. В этом случае уже на собственном опыте нам придется изведать все прелести тюремной и лагерной жизни.