Письма к друзьям

g. Т.е. в вышеуказанной тождественности - прим. М. Новоселова.

h. Малейшее отступление от этого начала, малейший компромисс с какими-нибудь другими предположениями, юридическими или какими бы то ни было иными, является горьким заблуждением, которое, как мы это наглядно показали на примере, выдает себя собственною логическою несостоятельностью до тех самых пор, пока оно не разрешится единым правильным, логическим своим завершением: папством - прим. М. Новоселова.

i. Вселенская апостольская Церковь - это не церковь русская, или греческая, или какая бы то ни было поместная иная. Ибо ею спасается весь род человеческий, и святится вся земля, Север и Юг, Восток и Запад. Но мы, русские, имеем неизреченное счастье принадлежать к этому великому Целому, коим мы держимся. Этого забывать не следует. Не вселенская Церковь держится нами, а мы, русские, с нашею поместною церковью держимся ею. Не о русской, не о греческой или какой бы то ни было иной поместной церкви сказано, что она пребудет до конца времен, а Вселенская Христова Церковь - бессмертна. Вселенская вера хороша не потому, что она является верою русского народа, а русский народ хорош лишь до тех пор, пока он будет исповедовать вселенскую веру - прим. М. Новоселова.

Комментарии

1. Отец Владимир Геттэ - французский католический священник, перешедший (в 1862 г.) в православие. Издавал православный журнал "L'union chretienne", в котором в течение тридцати лет вел полемику с католическим богословием. Форму катехизиса имеет его книга: "Изложение учения православной кафолической церкви и разногласий с ним других христианских церквей" (Казань, 1869). Другие соч.: "История церкви во Франции", "История иезуитов", "Опровержение на выдуманную жизнь Иисуса Христа, соч. Э.Ренана" и др.

2. Колемин Ю.А. Авторитет в вопросах веры. Сергиев Посад, Издание "РФБ", 1915, 28 с. (брошюра представляет собой реферат, прочитанный 10 декабря 1914 г. в Петрограде на общем Собрании Всероссийского Братства святителя Иоасафа Белгородского чудотворца; опубликована также в журнале "Богословский вестник", 1915, №5. С.160-183).

3. "Церковь есть от Бога установленное общество человеков, соединенных Православною верою, законом Божием, священноначалием и Таинствами" (Пространный Христианский Катихизис православныя кафолическия восточныя Церкви. М., 1915. С.43).

4. Последний Собор, признаваемый Православной Церковью в качестве Вселенского, был собран против иконоборцев в 787 г. в Никее (VII Вселенский Собор).

5. Последний дореволюционный Поместный Собор Русской Церкви собирался в 1698 г.; при Петре I, вместо "временных" Соборов был учрежден сначала постоянный "освященный Собор" при местоблюстителе, а в 1721 г. - Святейший правящий Синод, после чего созвание временных Соборов прекратилось. Борьба за созыв Собора русской Церкви насчитывает не одно десятилетие; отметим лишь некоторые ее вехи: записка святителя Игнатия (Брянчанинова) "О необходимости Собора по нынешнему состоянию Российской Православной Церкви" (1862 г.); статья Вл. Соловьева "О духовной власти в России" (1881 г.), где в качестве основной задачи предстоящего Собора названо снятие клятв со старообрядцев и отмена утеснительных законов против иноверцев; петиция Синода Николаю II о созыве Собора (1905 г.); Предсоборное Присутствие (1906 г.) и, наконец, Предсоборное Совещание (1912 г.).

6. II Вселенский Собор был созван в 381 г. в Константинополе для повторного осуждения вновь усилившегося арианства, а также для решения ряда практических вопросов.

7. Речь идет о лондонском протоиерее о.Евгении Константиновиче Смирнове - см.: Прибавления к Церковным ведомостям, 1911, №26. С.1153 (об о.Евгении см. также: Архим. Киприан (Керн). Дореволюционное русское духовенство за границей // Журнал Московской Патриархии. М., 1993. №11. С.71).

8. Точное название сочинения Хомякова: "Опыт катехизического изложения учения о Церкви" (см., например: А.С. Хомяков, Полн. собр. соч. 2-е изд. Т.2, М., 1880); общее название трех полемических статей (1853-1858 гг.): "Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях" (Там же).

9. У Колемина: "православного интеллигента".

10. Священником по чину Мелхиседека называет Христа апостол Павел (Евр.6:20; 7:1-28). Мелхиседек (царь праведности) - таинственная личность, появляющаяся на страницах Священного Писания (Быт.14:18-20) без обычного упоминания родословной; хотя Мелхиседек не принадлежал к колену Левия, но его священство изображается в Писании превосходящим левитское (по чину Ааронову) и преобразовательно (см. Пс.109:4) относится к Мессии-Христу.