Письма к друзьям

4. Последний Собор, признаваемый Православной Церковью в качестве Вселенского, был собран против иконоборцев в 787 г. в Никее (VII Вселенский Собор).

5. Последний дореволюционный Поместный Собор Русской Церкви собирался в 1698 г.; при Петре I, вместо "временных" Соборов был учрежден сначала постоянный "освященный Собор" при местоблюстителе, а в 1721 г. - Святейший правящий Синод, после чего созвание временных Соборов прекратилось. Борьба за созыв Собора русской Церкви насчитывает не одно десятилетие; отметим лишь некоторые ее вехи: записка святителя Игнатия (Брянчанинова) "О необходимости Собора по нынешнему состоянию Российской Православной Церкви" (1862 г.); статья Вл. Соловьева "О духовной власти в России" (1881 г.), где в качестве основной задачи предстоящего Собора названо снятие клятв со старообрядцев и отмена утеснительных законов против иноверцев; петиция Синода Николаю II о созыве Собора (1905 г.); Предсоборное Присутствие (1906 г.) и, наконец, Предсоборное Совещание (1912 г.).

6. II Вселенский Собор был созван в 381 г. в Константинополе для повторного осуждения вновь усилившегося арианства, а также для решения ряда практических вопросов.

7. Речь идет о лондонском протоиерее о.Евгении Константиновиче Смирнове - см.: Прибавления к Церковным ведомостям, 1911, №26. С.1153 (об о.Евгении см. также: Архим. Киприан (Керн). Дореволюционное русское духовенство за границей // Журнал Московской Патриархии. М., 1993. №11. С.71).

8. Точное название сочинения Хомякова: "Опыт катехизического изложения учения о Церкви" (см., например: А.С. Хомяков, Полн. собр. соч. 2-е изд. Т.2, М., 1880); общее название трех полемических статей (1853-1858 гг.): "Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях" (Там же).

9. У Колемина: "православного интеллигента".

10. Священником по чину Мелхиседека называет Христа апостол Павел (Евр.6:20; 7:1-28). Мелхиседек (царь праведности) - таинственная личность, появляющаяся на страницах Священного Писания (Быт.14:18-20) без обычного упоминания родословной; хотя Мелхиседек не принадлежал к колену Левия, но его священство изображается в Писании превосходящим левитское (по чину Ааронову) и преобразовательно (см. Пс.109:4) относится к Мессии-Христу.

11. 10-е огласительное слово к просвещаемым, 14 // Творения иже во святых отца нашего Кирилла Иерусалимского. 2-е изд. Сергиев Посад, 1893. С.120.

12. Речь идет о церковных нестроениях, вызванных обновленческим расколом.

13. "Послание от 18 мая 1913 г. // Церковные ведомости. 1913, 20. С.277-286.

14. Имяславие - термин, возникший в период афонских споров об Имени Божием - см. прим. VI,31.

15. Церковные ведомости. 1913, 20. С.286.

16. Обновленческий собор в мае 1923 г. постановил перейти на григорианский календарь. Святейший Патриарх Тихон, выйдя из заключения 27 июля того же года, из всех постановлений собора согласился только с решением об этом переходе. Считая реформу календаря допустимой с церковной точки зрения, полагая (на основании неточных газетных сообщений), что соглашение между всеми православными церквями о такой реформе достигнуто, и к тому же испытывая сильное давление со стороны государственной власти, направленное на введение гражданского календаря в церковный обиход, Патриарх Тихон издал послание о переходе к новому стилю со 2 октября 1923 г. Однако из-за повсеместных протестов верующих уже 8 ноября Святейший распорядился "временно отложить" введение нового стиля (подробности см.: Заявление Патриарха Тихона во ВЦИК // Вестник РХД. Париж, 1975. №115. С.78-87).

17 Имеется в виду согласие некоторых церковных иерархов ради церковного мира и единства идти на переговоры и компромиссы с обновленцами.