Письма к друзьям

e. 9 лет тому назад, т.е. в 648 г. - прим. М. Новоселова.

f. В прежде бывшее свидание еп. Феодосия с преп. Максимом - прим. М. Новоселова.

g. То же - прим. М. Новоселова.

h. Начальник царской трапезы - прим. М. Новоселова.

i. Оба они признаны Церковью святыми - прим. М. Новоселова.

j. Его настоящего смысла - прим. М. Новоселова.

k. Из последующего видно, что речь идет об архиепископе Александрийском - прим. М. Новоселова.

l. Глава, конечно, не в том смысле, какой придают этому слову современные католики: это явствует как из действий иноков, обратившихся после сношения с римским папой к епископу Кипрскому Епифанию, так и из деяний самого "пророка Божия" Епифания - прим. М. Новоселова.

Комментарии

1. Биография преп. Максима, отражающая современный уровень исторических знаний о нем, приведена во вступительной статье А.И. Сидорова к новейшему изданию творений святого (Творения преподобного Максима Исповедника. Кн.1. Богословские и аскетические трактаты. М.: Мартис, 1993. С.35-58).

2. Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней св. Димитрия Ростовского. Книга пятая (январь). Ч.2. М., 1904. С.201-237.

3. Латеранский собор из 150 епископов (большей частью западных) состоялся в 649 г. в Риме.

4. Экфесис - изложение, типос - образец (веры).

5. Апокрисиарий - заведующий внешними делами монастыря (отношениями с государственной властью, имущественными тяжбами и др.).

6. Творения Максима Исповедника. Ч.1. Сергиев Посад, 1916. С. I-VI.

7. Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней св. Димитрия Ростовскаго. Книга пятая (январь). Ч.2. М., 1904. С.212.

8. Там же. С.213.

9. "Девять глав или анафематизмов" - изданный в 633 г. александрийским патриархом Киром акт, имевший целью примирение с умеренными монофизитами; в 7-м пункте этого акта высказывалось учение о едином богомужном действовании во Христе или о единой воле.

10. Там же. С.216 (курсив М. Новоселова).

11. Отвергнутые Церковью соборы: в Тире (335 г.) созван по повелению Константина Великого; в Антиохии (341 г.) - По повелению Констанция как и собор в Селевкии (359 г.); в Константинополе (360 г.); в Никее (360); в Сирмии (351, 357-359); в Ефесе (449) - так называемый "разбойничий" собор.

12. Речь идет о первом Антиохийском Соборе, состоявшемся в 264 г.