Письма к друзьям

2. Зная, как крестил Иоанн, не стыдись исповедать грех свой, чтобы, подвергшись стыду здесь, избежать оного там; потому что и стыд есть часть тамошнего наказания. Докажи, что действительно возненавидел ты грех, пред всеми открыв и выставив его на позор" (Слово 40, на Святое Крещение // Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, Архиепископа Константинопольскаго. Ч.2. М., 1844. С.299).

3. Подразумевается широко распространившаяся после 1917 г. практика награждать митрофорных протоиереев правом совершать литургию, подобно архиереям, с открытыми царскими вратами - до "Херувимской" или даже до "Отче наш".

4. Мф.11:12 - "употребляющие усилие" (церк.-слав.).

5. Мф.20:16 - "Много званых, а мало избранных".

6. Парафраз 4-го припева 8-й песни пасхального канона: "Ангел вопияше благодатней: чистая дево, радуйся, и паки реку, радуйся... (Триодь цветная. М., 1975. Л.6 об.).

7. Еф.4:3.

8. Еще до обновленческого раскола еп. Антонин (Грановский), будущий глава обновленческого ВЦУ, совершал в Заиконоспасском монастыре на Никольской улице богослужения с введением различных новшеств. Служба шла на русском языке в переводе самого еп. Антонина. "К служению он выходил из алтаря уже в архиерейских ризах, отменив длинную церемонию облачения архиерея, что давало повод некоторым называть архиерейскую службу не Богослужением, а архиерееслужением" (Марцинковский В.Ф. Записки верующего. Прага, 1929. С.307-308). Евангелие Антонин читал спиной к алтарю. Другими новшествами были: "произнесение вслух евхаристического канона ...> общенародное пение, чтение Апостола и Часов людьми из народа, которым это поручалось Владыкой, - так что каждый верующий должен был, идя в храм, быть готов участвовать в богослужении" (Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Т.1. Kusnacht, 1978. С.154). Но наиболее неприемлемым нововведением Антонина "была так называемая евхаристическая реформа - преподание мирянам евхаристии прямо в руки. И хотя этот способ преподания евхаристии соответствовал древним обычаям, но аргумент, который приводил в его пользу Антонин (гигиенические соображения), оскорблял религиозное чувство, для которого нет и тени сомнения в том, что Христос может своей силой исцелить любого болящего и тем более предохранить любого приходящего к Нему от заразы. Крупной ошибкой Антонина было и уничтожение (в 1924 году) алтаря - престол был выдвинут на солею (по другим источникам - в центр храма. - Е.П.). Эта реформа тоже не могла быть принята религиозным сознанием, которое привыкло окружать особым благоговением то место, в котором совершается величайшее из таинств" - впрочем, "Антонин практиковал эти формы лишь на протяжении краткого времени, а затем от них отказался, восстановив обычный порядок причащения" (Там же. С.155).

9. В качестве примера можно указать на "свободную православную общину" петербургского протоиерея И. Егорова, после смерти которого в декабре 1921 г. "община избрала на его место бывшего своего диакона в его заместители посредством общего возложения рук, соборне с незримо присутствующим почившим пастырем" (Марцинковский В.Ф. Записки... С.273).

10. В этом послании от 4/17 ноября 1921 г., в частности, говорилось:

"...Совершая богослужение по чину, который ведет начало от лет древних и соблюдается по всей Православной Церкви, мы имеем единение с Церковью всех времен и живем жизнью всей Церкви... При таком отношении пребудет неизменным великое и спасительное единение основ и преданий церковных...

...Божественная красота нашего истинно назидательного в своем содержании и благодатно-действенного церковного богослужения, как оно создано веками Апостольской верности, молитвенного горения, подвижнического труда и святоотеческой мудрости и запечатлено Церковью в чинопоследованиях, правилах и уставе, должна сохраниться в Св. Православной Русской Церкви неприкосновенно, как величайшее и священнейшее Ее достояние..." (цит. по книге: Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России; переписка и позднейшие документы о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943. М., 1994. С.181).

В утверждении Новоселова, что патриаршее послание "не возымело силы", содержится некоторое преувеличение; это можно проиллюстрировать признанием идеолога "прогрессивного" духовенства А. Введенского, сделанным им в 1923 году - апогее обновленчества в Русской Церкви: "Под влиянием Петра Полянского Тихон подписывает декрет, запрещающий какие бы то ни было новшества в Церкви под угрозой самых крайних мер церковного взыскания. Декрет рассылается по всей России и особый отклик находит в Петрограде. Здесь почти поголовно всем духовенством этот декрет приветствуется как кладущий наконец предел неугодному реакционерам явлению. Однако этот же декрет, являющийся апогеем тихоновского консерватизма, явился и переломным моментом в истории тихоновщины. Он оказался психологически неприемлем для многих. В Москве протестует в лицо самому Тихону священник Иоанн Борисов. В Петрограде к митрополиту Вениамину с протестом против действий Тихона и его отправляется депутация из архимандрита Николая Ярушевича, протоиереев Боярского, Сыренского, Белкова, Кремлевского и меня. ...> В Вениамине сочувствия мы не встретили. Более того, он отнесся к нам враждебно, не поняв нас. Но в разговоре, когда мы выяснили ему весь ужас, который несет за собой декрет Тихона, все же получили его благословение служить и работать по-прежнему, невзирая на волю Тихона. Это был своего рода революционный шаг со стороны Вениамина. По другим епархиям декрет Тихона принимается к сведению и исполнению. Некоторых охватывает отчаяние - сознание бесплодности пастырского делания, лишенного творчества и инициативы, как того требовали дух и буква тихоновского циркуляра. Прот. Боярский хочет уйти от активной работы, другие решаются не подчиняться ни за что, утверждая, что этот декрет затрагивает их религиозную совесть. А, в общем, все это единицы. Мрачные оо. протоиереи и черносотенцы-епископы торжествуют. Тягостно даже вспоминать этот период" (Введенский А. Церковь и государство. М., 1923. С.241-242).

11. "От сих всех отныне должен еси блюстися, понеже вторым крещением крещаешися, по таинству христианскому" // Требник в двух частях. Ч.1. М., Издание Московской Патриархии, 1979. С.82.

12. Речь идет об обновленческом расколе.