Письма к друзьям
17. Древний Патерик. С.334-336.
18. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. СПб., 1871. С.12-13.
19. Ср.: "Глава добродетелей - молитва" (Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т.1. 3-е изд. СПб., 1905. С.132).
"Необходимее всех подвигов - молитва" (Невидимая брань. Творения преп. Никодима Святогорца. М., 1904. С.181).
"Мать всех добродетелей - молитва" (Творения преп. отца нашего Нила, подвижника Синайскаго. М., 1859. Ч.3. С.256).
"Дело молитвы выше других" (Преп. Макарий Египетский. Духовные Беседы. 4-е изд. Сергиев Посад, 1904. С.373).
"Молитва - основание всякого блага" (Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольскаго. Т.2. Ч.2. СПб., 1896. С.837).
20. Один из монастырей, основанных св. Пахомием в Фиваиде в Тавеннской пустыне, второй по времени построения, но первый по многочисленности монахов и славе своей.
21. Письмо еп. Аммона к Феофилу, Папе Александрийскому, о жизни и делах Пахомия и Феодора // Христианское Чтение. СПб., 1827. Ч.26. С.18-22.
22. Иак.1:17.
23. 1Пет.2:9.
24. 1Тим.3:15.
25. Троице-Сергиева первоклассная (с 1836 г.) мужская пустынь, основанная в начале XVIII в., находилась в 19 верстах от Санкт-Петербурга. Св. Игнатий был настоятелем этого монастыря в течение 24-х лет (1834-1857).
26. "Из различных путей, которыми русские образованные люди ...> в то время стремились к достижению христианского идеала, наибольшим вниманием и предпочтением пользовались библейский пиетизм и тяготение к католичеству, но Брянчанинов и Чихачев ...> избрали третье, которое тогда только обозначалось и потом довольно долго держалось в обществе: это было православие в духе митрополита Михаила Десницкого>" (Инженеры-бессребреники // Лесков Н.С. Собр. соч. В 11-ти т. Т.8. М., 1958. С.236).
27. Епископ Игнатий. Плач мой // Сочинения. Т.1. СПб., 1865. С.633-639.
28. Там же. С.640.
29. Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания. Поучение 5-е. М., 1856. С.77-78.
30. Иак.1:17.
31. Православный Молитвослов и Псалтирь. М., Издание Московской Патриархии, 1988. С.18.
32. Епископ Игнатий. Цит. соч. С.640-641.
Письмо шестнадцатое
День Свв. Первоверховных Апостолов Петра и Павла 29 июня 1925 г.
Высказанная в конце моего последнего письма надежда возобновить "в ближайшем будущем" беседу с вами, друзья мои, не оправдалась. Никогда еще не было такого продолжительного перерыва в моих письмах, как на этот раз: прошло более шести месяцев со времени нашей последней беседы. Так, в течение всего этого времени, слагались обстоятельства, что мне трудно было взяться за перо. Сейчас я нахожусь в условиях внешне довольно благоприятных для письменного общения с Вами, мои дорогие, но зато встречаю внутренние затруднения для продолжения его. За эти месяцы, по не зависящим от меня причинам, я несколько отошел от русла тех мыслей и настроений, которые составляли содержание моих последних писем: душа была занята другим. Правда, я иногда заносил в свою записную книжку или на клочке бумаги то, что представлялось мне естественным продолжением предыдущих бесед, но все это было довольно отрывочно. Поэтому я заранее прошу простить меня, если настоящее письмо будет, может быть, конспективно и не в тон предшествующему.
Итак, продолжаю то, о чем беседовал с вами в конце прошлого (1924) года.
Мы видели силу и значение молитвы для выведения христианина из тьмы недоумений и заблуждений в светлую область Христовой Истины. Но молитва имеет одно значение в Церкви и другое - вне Церкви. Полноценная молитва, истинная - только в Теле Истины, с Которым сочетавается человек существенно таинствами, являющимися одновременно и орудием спасения, и путем к Истине (путем Богопознания).
Искренняя, самоотверженная молитва вне Церкви может и должна приводить молящегося прежде всего к Церкви. Стоит вспомнить о сотнике Корнилии, "благочестивом и боящемся Бога со всем домом своим, творившем много милостыни народу и всегда молившемся Богу". Явившийся Ангел Божий возвестил ему радостную весть, что молитвы его и милостыни "пришли на память пред Богом" и что Господь определил чрез Апостола Петра приобщить его со всем его домом к "части спасаемых" [1], т.е. к Церкви Христовой (Деян.10:1-6).
Если молитвы чад Церкви, о которых шла у нас речь в предыдущем письме, избавляли их от облегавших их недоумений и спасали от частных, так сказать, уклонений от Истины, то естественно, что молитвенные обращения богобоязненных душ, тянувшихся к Богу, но обретавшихся вне Ковчега спасения и Тела Истины, прежде всего приводили к "дому Божию, Церкви Бога живаго, столпу и утверждению истины" (1Тим.3:15).
Когда в день Пятидесятницы "люди набожные, из всякого народа под небом" (Деян.2:5) "умилились сердцем" (37) под влиянием боговдохновенной проповеди Ап. Петра и вопросили Апостолов, что им делать, то Петр за весь Лик Апостольский дал им такой ответ: "покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа" (37-38).