Письма к друзьям

6. Там же. С.94-95.

7. Мф.26:29.

8. Служебник. М., 1977. С.393.

9. Собрание древних литургий, восточных и западных. Вып.1. СПб., 1874. С.176.

10. Св. Симеон, архиепископ Фессалоникийский. Разговор о св. священнодействиях и таинствах церковных // Писания свв. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православнаго богослужения. Т.2. СПб., 1857. С.119-121 (у Новоселова приведен другой перевод).

11. "Скрижаль. М., 1656. С.181-182.

12. Православное исповедание кафолической и апостольской Церкви Восточной. Ч.1. О Вере. Вопросы 106-107. М., 1831. С.86-87.

13. Указанная выше книга была снабжена следующим предисловием: "Я смиренный, со Священным собором Архиереев и Клиром, прочитав присланную к нам от единоверной нам Мало-Российской Церкви книгу, под заглавием: Исповедание Православной Веры Кафолической и Апостольской Церкви Христовой ...> нашли, что она во всем согласуется с догматами Христовой Церкви и священными канонами, и нет в ней ничего противного Церкви. Впрочем другую часть оной, представленную на Латинском языке, мы не читали: посему утверждаем ту только, которая писана на нашем языке ...> В лето Спасения 1645, месяца марта, 11 дня" (послание подписано патриархом Константинопольским Парфением и другими патриархами и епископами восточных церквей) // Там же. С.VI-VIII.

14. На соборе 1667 г. присутствовали Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский.

15. В этом месте письма священника Гавриила Кузнецова, по-видимому, какая-то ошибка: в книге "Скрижаль" не только нет приведенной цитаты, но и указанной им главы (в 26-й главе с близким названием "Седмь таинств, сирень дарований имать епископ" речь идет совсем о других предметах).

16. Минея. Июнь. Ч.1. М., Издание Московской Патриархии, 1986. С.285. 3-я стихира на хвалитех: "Вина недостатки Божией церкви, молитвами твоими, отче, сосуд исполнил еси и на многа времена довлети той даровал еси. Темже и нас, почитающих память твою, вином Божия любве напой всех, да прославляем пречестное успение твое" (Там же. С.283).

17. О четвертой тайне тела и крове Христовы // Великий Катехизис. Глава 77. 3-е изд. 1890. Л.383 об.

18. До этого в "Катехизисе" шла речь о том, что таинство Евхаристии, говоря современным языком, имеет три аспекта ("три суть особне сия"): первый - что в нем мы имеем истинное Тело и Кровь, а не только их образ; второй - что это одно Тело, а не два (из хлеба и от Богоматери); третий аспект рассматривается в приводимом отрывке.

19. Там же. Л.387-388.

20. В качестве цитируемого источника Новоселов указывает: Катехизис. Попов (в некоторых списках: Псков. - Е.П.), 1885. Л.32 об. Мы не нашли указанного издания, в котором, по-видимому, был сделан новый перевод с латыни; в книге С.Т. Голубева "Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники" (том 2, Киев, 1897) приведен первоначальный славянский текст "Малого Катехизиса" (1649 г.).

21. Служебник. М., 1977. С.511-512.

22. "Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия" (Триодь постная. Ч.2. М., Издание Московской Патриархии, 1992. Л.502). Этот тропарь поется на литургии в Великую Субботу вместо Херувимской песни.

23. Скрижаль. М., 1656. С.26-27.

24. Евр.7:12.

25. Служебник. М., 1977. С.510-511.

26. Еф.5:16.