Письма к друзьям

4. Явившись 12 мая 1922 г. к Патриарху Тихону, группа обновленцев (Введенский, Красницкий и др.) потребовала от него самоустраниться от власти впредь до созыва собора, указывая на расстройство церковных дел, вызванное борьбой Патриарха против изъятия церковных ценностей. Ожидавший ареста (он последовал через неделю после этого визита) св. Тихон подписал резолюцию о передаче власти ярославскому митрополиту Агафангелу, а до его приезда в Москву - о передаче патриаршей канцелярии в ведение этой "инициативной" группы. Но после этого и Патриарх, и Агафангел были арестованы, и Высшее Церковное Управление оказалось в руках обновленцев, которые стали утверждать, что святитель сам отказался от власти. Впоследствии, выйдя из заключения, Патриарх Тихон писал в своем послании к Церкви (от 2/15 июля 1923): "Торжественно и во всеуслышание с сего священного амвона свидетельствуем, что ...> перечисленные лица овладели церковной властью путем захвата, самовольно, без всяких установленных правилами Нашей Церкви законных полномочий" (цит. по книге: Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. Париж, 1977. С.342).

5. Живая Церковь. 1922. № 1-12.

6. "Революционный" характер многих статей журнала "Живая Церковь" подчеркивался уже их названием, например: "Церковная революция, ее враги и друзья" (Трегубов Ив., №3), "Церковный переворот в Петрограде" (Красницкий В., №4-5), "Революция духа" (Семенов К.В.) и т.п.; однако некоторые статьи посвящены нападкам на "тихоновскую" церковь с "канонической" стороны: доказывается, например, неканоничность архиерейского "самодержавия", монашества епископов и др.

7. 26 мая (ст.стиля) собрание московских благочинных 28 голосами при двух воздержавшихся приняло резолюцию (опубликована в "Живой Церкви" №3), в которой признало законность обновленческого ВЦУ.

8. Не вполне ясно, кого имеет здесь в виду Новоселов: в это время к митрополиту приезжал Красницкий (см.: Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Т.1. Kusnacht, 1978. С.118), но он не был протоиереем; с ним беседовал также П.Н. Красотин, но он был ярославским протоиереем.

9. Послание Агафангела к архипастырям и всем чадам Православной Русской церкви от 5/18 июня 1922 г. было напечатано в виде отдельных листовок (текст см.: Левитин, Шавров. Т.1. С.120-122).

10. "Ничто так не оскорбляет Бога, как разделения в Церкви. Хотя бы мы совершили тысячу добрых дел, подвергнемся осуждению не меньше тех, которые терзали тело Его, если будем расторгать целость Церкви ...> Один святой муж сказал нечто такое, что могло бы показаться дерзким, если бы не им было сказано. Что же именно? Он сказал, что такого греха не может загладить даже кровь мученическая" (Беседы на послание к Ефесянам, XI,4 // Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольскаго. Т.11, кн.1. СПб., 1905. С.102).

11. Иуд.1,19.

12. Константинопольский Двукратный собор (или собор в церкви св. Апостолов) состоялся в 861 г.

13. Правила Православной церкви с толкованиями Никодима. Т.II, СПб., 1912. С.307.

14. "Мудрому достаточно; глупому..." (лат.).

15. В частности, этой проблеме была посвящена деятельность Религиозно-философских Собраний в Петербурге (1901-1903 гг.), деятельность Предсоборного Присутствия в 1905 г. и Предсоборного Совещания (1912-1916 гг.).

16. Помимо Мережковского (и его близких - З.Н. Гиппиус и Д.В. Философова) к богоискателям могут быть отнесены и многие другие участники столичных религиозно-философских обществ, например, Н.М. Минский (автор книги "Религия будущего", 1905), Н.А. Бердяев ("Новое религиозное сознание и общественность", 1907), В.В. Розанов, Вяч. Иванов и др.

17. "Церковь в параличе с Петра Великого"; "Церковь как бы в параличе, и это уж давно" (Достоевский Ф.М. Из Записной тетради 1880-1881 гг. Дневник> 1881 // Полн. собр. соч.: В 30 т. Т.27. Л., 1984. С.49,65).