Письма к друзьям

Я совершенно с Вами согласен во всем том, что Вы пишете о роли подвижников и святых в деле обновления и оживления людей.

Но только я думаю, что люди эти - эти святые - всегда налицо, но - что наше несовершенство мешает нам их видеть. Поэтому неразумно искать по потаенным местам, а надо "очищать себя", и эти святые сами к нам явятся, т.е. станут для нас явны.

"Пусть будет готов ученик, а учитель всегда готов и налицо" [50]

Если мы твердо это усвоим и будем твердо знать, что Учитель Христос всегда с нами, - но мы не всегда Его видим, - то мы не будем "надеяться на человеков" [51], а возложим упование на Христа. Понятное дело, что Христос проявится для нас в виде человеков, но ведь это - другое дело, ибо, хотя Он и проявится чрез человеков, все же до скончания века Он - Единый Учитель и Верховный Первосвященник. Великий-Единый-Учитель уже приходил и уже находится налицо. Живет на земле в Теле естества человеческого жизнью соборной [l].

И Тело это есть Церковь, глава которой - этот Единый Учитель Иисус Христос.

И в Нем, и только в Нем, человечество обретает спасение, и единение, и Бытие. (102)

* * *

От себя ничего больше прибавлять не буду.

Письмо вышло безобразно велико. Простите, что не сумел сделать короче. Прошу молитв о себе и о покойном рабе Божием Димитрии, уготовившим для нас такую обильную и питательную трапезу.

Мир вам, мои дорогие!

Любящий вас брат о Господе...

Примечания

a. Для такого представления, конечно, требуется вера или знание о том, что мы составляем (мы есмы) нечто самостоятельное, отдельное, вера в личную душу и т.п. Вот точно так же и для веры в Церковь, как в Организм и Тело Христа, требуется вера во Христа, как в Личность [10] - прим. Д.А.

b. Когда я уколю свой палец, то кто болит? Я или палец? Апостол отвечает: тебе больно в пальце! - прим. Д.А.

c. Вероятно, корреспондент Д.А. Хилкова указывал на какие-нибудь некрасивые действия Синода, "оскверняющие", по его мнению, святыню Церкви и подрывающие авторитет последней - прим. М. Новоселова.

d. Практика жизни - дело, конечно, важное, но разве Церковь об этом не говорит? И разве можно думать, что нет "праведных" церковников? Ведь истинная жизнь - не видна и незаметна. Только механизмы явны. Поэтому не надо удивляться тому, что на внешний взгляд мы не видим знамений и чудес. Надо присмотреться, и тогда, я думаю, мы поражены будем их "обилием". Может форма их будет не та, которую мы ждем, но, несомненно, увидим. (80) - прим. М. Новоселова.

e. В разъяснение мысли Д. А-ча следует сказать, что христианин спасается не благочестием и нравственностью, как таковыми, а благодатию, приемлемою по вере и созидающею в нем, как свой плод, и благочестие, и нравственность. Поэтому человек, при известных условиях (как разбойник на кресте или умирающий, принесший искреннее покаяние), спасается прежде, чем могли произрасти или достигнуть полноты зрелости плоды благодати и веры. В этом смысле и благочестие и нравственность являются делом второстепенным - прим. М. Новоселова.

f. Т.е. собственными усилиями хочет избавиться от болячек - прим. М. Новоселова.

g. Говоря о сверхъестественном, Церковь утверждает и учит, что сверхъестественное не противоестественно, а только превосходит, идет дальше естественного [32]. (40) - прим. Д.А.

h. Д.А. хочет сказать, что земное благоустройство должно быть следствием, а не целью христианской жизни: "Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам" (Мф.6:33) - прим. М. Новоселова.

i. Социализм работает в этом же направлении - прим. Д.А.