Путь разума в поисках истины

Там же. С. 193. ^

Крайним, экстравагантным, нетрадиционным. ^

Там же. ^

Там же. С. 200. ^

Литературная газета. 1967. № 34. ^

См. об этом, например, Булгаков С. Свет невечерний. Сергиев Посад, 1917. ^

Цит. по: Кюнг Г. Указ соч. С. 297. ^

Аксаков И.С. Христианство и социальный прогресс. Цит. по: Палицкий А. На запросы духа. Петроград. 1914. С. 7 ^

Преп. Каллист Катафигиот говорил: "Ум должен соблюдать меру познания, чтобы не погибнуть". ^

4. Христианство

Каково понимание истины в христианстве?

Уже исповедание Единого Личного Бога существенно меняет, по сравнению с научным и философским подходами, осмысление проблемы истины. Бог есть не просто источник всякого бытия и сознания, но само Бытие ("Я есмь Сущий" - Исх. 3:14) и Сознание, то есть сама Истина. Этот логически естественный вывод является бесспорным для всех монотеистических религий. Однако в христианстве он принципиально углубляется и приобретает уникальный в истории человеческой мысли характер.

Христианство исповедует истину как совершенное Богочеловечество, осуществленное в неслитном, неизменном, нераздельном и неразлучном (по определению четвертого Вселенского Халкидонского Собора 451 года) соединении Божественного Логоса с человеческой природой в Богочеловеке Иисусе Христе. Христос, в Котором "обитает вся полнота Божества телесно" (Кол. 2:9), есть высшее, доступное человеческому постижению, самооткровение Бога миру, есть Сама Истина: "Я есмь путь и истина и жизнь, ибо "Я в Отце и Отец во Мне" (Ин. 14:6-7; 9-11). Истина, оказывается, есть не что, а Кто.

Таким образом, христианство утверждает, что истина - это не изменчивый тварный мир (включая и человека), не тождество отображения т. н. объективной реальности в сознании человека, не высшая умом созерцаемая идея, не совершенная рациональная модель, не универсальная функция. Она даже не моноличностный Бог-Дух, в силу Божественной трансцендентности принципиально недоступный человеческому познанию.

Познание истины теперь возможно (1Ин. 2:13; 1Кор. 13:12). Знание ее (Его) есть знание Бога, совершаемое всем составом человека, а не одним лишь разумом. И осуществляется оно не в состоянии экстатического растворения в Божестве, или особом переживании своей экзистенции, но через особое духовно-телесное единение со Христом в Церкви в совершенстве личностного раскрытия, когда человек сам становится ее носителем, ее членом, ее участником. (Предвосхищением этой полноты бытия-в-Истине для христианина является его участие в Евхаристии, в которой причастник становится едино-телесным, едино-духовным Христу).

Христианство утверждает, что истина есть Он, Который есть и всегда есть. Постижение истины совершается только через богоуподобление. Поэтому она не может быть познана на путях научного, философского, эстетического, мистического (оккультного) созерцания.

Что проистекает из такого видения Истины?

Понимание того, что

истина есть духовное, разумное, благое, личностное Существо, а не человеческое состояние или мысль, логический вывод, теоретическая абстракция, материальный объект... Она - Бытие, а не процесс или результат "умной" человеческой деятельности;

познание истины осуществляется не одной какой-либо способностью человека (рассудком, чувством), но целостной человеческой личностью, "целостным разумом";

познание истины осуществляется на пути правильной (праведной) христианской жизни, постепенно преображающей человека из состояния страстного, болезненного в новое, святое, богоподобное. "Душа видит истину Божию по силе жития" [1];