Путь разума в поисках истины

С. Булгаков. Народное хозяйство и религиозная личность. // Там же. С. 190-191. ^

Спасение и вера по православному учению. М. 1995. С. 60. - Переизд.: М.1913. ^

Цит. по: ЖМП. 1980. № 3. С. 67. ^

Игнатий (Брянчанинов), свт. Твор. Т. 4. СПб. 1905. С. 369. ^

Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о человеке. Б.Т. № 29. С. 317, прим.16. ^

Феофан (Говоров), свт. Толкование первых восьми глав послания св. ап. Павла к Римлянам. М. 1890. С. 332. ^

Препп. Варсонофий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. СПб. 1905. С. 297. ^

Игнатий (Брянчанинов), свт. Твор. Т. 2. СПб. 1905. С. 72, 126. ^

Свят. Тихон Задонский. Твор. Т. 2. М., 1899. С. 99. ^

Авва Дорофей. Душеполезные чтения. М. 1874. С. 262. ^

Игнатий (Брянчанинов), свт. Твор. Т. 4. СПб. 1905. ^

Игнатий (Брянчанинов), свт. Твор. Т. 5. СПб. 1905. ^

О цели христианской жизни. С. 5, 42. ^

Хомяков А.С. Полное собр. Соч. Изд. 3. М. 1886. Т. 2. С. 85. ^

Исаак Сирин, св. Слова подвижнические. Сл. № 57. М. 1858. С. 420. ^

М. Антонов. Перестройка и мировоззрение. // "Москва". 1987. № 9. С. 157. ^

Там же. С. 165 ^

4. Свобода христианина, свобода Церкви и религиозная свобода

Понимание свободы имеет несколько смыслов. Здесь отметим три. Первый - метафизическое ее измерение, когда под свободой понимается одно из самых фундаментальных свойств человеческой природы - свобода воли, выражающаяся во внутреннем самоопределении личности перед лицом выбора прежде всего, между добром и злом. Свобода воли является тем свойством, утрата которого приводит к полной деградации личности. Над этой свободой человека не властен никто: ни другой человек, ни общество, ни законы, ни какая угодно власть, ни демоны, ни ангелы, ни Сам Бог. Макарий Египетский говорит: "А ты создан по образу и подобию Божию, потому что как Бог свободен и творит, что хочет ... так свободен и ты" [1]. "Поэтому природа наша удобоприемлема и для добра, и для зла, и для благодати Божией, и для супротивной силы. Но она не может быть приневоливаема" [2]. Классический афоризм отцов Церкви: "Бог не может спасти нас без нас", - прекрасно выражает христианское понимание смысла и значения этой свободы.

Второе измерение свободы - социальное. Оно означает совокупность определенных прав личности в государстве, в обществе. В этой области более всего возникает трудных вопросов, поскольку в обществе в соприкосновение приходит множество лиц, обладающих свободой воли. В целом - это проблема внешних свобод человека, или проблема разрешенных (законом, обычаями, религией, общепринятой моралью) поступков в окружающем мире.

И третье измерение свободы - свобода духовная. Она, в отличие от внешней свободы, означает власть человека над своим эгоизмом, своими страстями, греховными чувствами, желаниями - над самим собой. Такая свобода приобретается лишь при правильной духовной жизни, делающей верующего способным к общению с Богом, Который один лишь обладает абсолютной духовной свободой. Великой свободы достигают святые, очистившиеся от страстей [3]. Относительной духовной свободой обладает каждый "обычный" человек (ср. Ин. 8:34). И лишь ожесточившиеся во зле, хулящие Духа Святого (Мф. 12:31-32) и ставшие неспособными к добру потеряли ее. Христианство, таким образом, идеал духовной свободы видит в Боге, и тем самым в принципе отрицает возможность существования какой-то абсолютной свободы ("по ту сторону добра и зла") в человеке. Свобода человека относительна... Она стоит и падает, преодолевается и превосходится на путях тварной жизни к ее обожению. Свобода не есть самостоятельная мощь в себе, и она есть немощь в своем противоположении Божеству. Св. Исаак Сирин говорит: "Ибо в веке несовершенном нет совершенной свободы" [4].