Путь разума в поисках истины

"Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждой из вас при святом Крещении. Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным всякого человеческого и бесовского наведения..." (свт. Игнатий (Брянчанинов), Собрание писем, М., 1995. С. 217-218). ^

Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М. 1993. С. 137. Слово 30. ^

Там же. Сл. 36. С. 225. ^

Блаж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Мф. 12. 43-45. ^

Свят. Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем, М., 1995. С. 217-218. ^

СПб. 1897. Т. 3. Кн. 1. С. 341. ^

Послушник Симеон. Путешествие утлой ладьи по бурному житейскому морю. М. 2000. С. 72. ^

Цит. по: Иеромонах Серафим (Роуз). Православие и религия будущего. С. 213. ^

Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. М., 1892. С. 445. ^

Там же. С. 72. ^

Сердце чисто созижди во мне, Боже. Коломна. 1995. С. 299. ^

Специальный чин изгнания злых духов, содержащийся в Требнике митр. Петра Могилы (XVII в.), имеет католическое происхождение. В Русской Церкви он не получил никакого практического признания и священники никогда не отчитывали. Тем более, этого не делали святые, которые имели дар Святого Духа. Они исцеляли молитвой и только тех, на кого указывал им Господь. Лишь в конце XX века по причине глубокого оскудения духовной жизни отдельные священнослужители начали т.н. отчитывание, разработав специальный чин. ^

5. Оценка естественного богопознания

Хотя языческим народам и предоставлено было "ходить своими путями" (Деян. 14:16), однако Бог им "не переставал свидетельствовать о Себе" (Деян. 14:17). И в язычестве люди "искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли" (Деян. 17:27). Некоторые исследователи считают, что язычество, за исключением отдельных и ограниченных эпох и общественных групп, отличается "напряженной религиозностью, которая волнует и прямо поражает при соприкосновении с ним" [2]. В сердцах язычников всегда оставалось "написано дело законное", "спослушествующей им совести" (Рим. 2:15), возвещавшей о их нравственных обязанностях к Богу и ближним. Бог открывал Себя и язычникам, в меру их разумения.

Св. Иустин Философ говорит, что Логос действовал не только "через Сократа, среди эллинов", но и "среди варварских народов" [3]. "У всех есть семена Истины" [4]. "Христос есть Слово, коему причастен весь род человеческий. Те, которые жили согласно со Словом, суть христиане, хотя бы они считались за безбожников, - таковы между эллинами Сократ, Гераклит и им подобные" [5]. "Во всяком народе, - говорит св. Иустин Философ, - веруют во Христа и ожидают Его" [6]. Климент Александрийский писал: Господь даровал грекам философию, как ступень к "философии во Христе", она служила для них своего рода Ветхим Заветом [7].

Богоискание является естественной потребностью живого душой человека. И многие, ища Бога на путях философии и в различных религиях, приходили к православию. Яркими примерами бескорыстного искания Бога в XX-м веке являются подвижники: русский игумен Никон Воробьев (1963) и американский иеромонах Серафим Роуз (1982), пришедшие к православию через джунгли атеизма, науки, философии.

Однако не редко искания человека оказываются ничем иным, как увлечением "философией и пустым обольщением по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу" (Кол. 11:8). Такое происходит с теми, кто ищет не смысла жизни и жизни, согласной с этим смыслом, а развлечений ума: "философии ради философии", "богословия ради богословия". Это - широко распространенная болезнь духовно расслабленной части духовенства, богословов, интеллигенции. Таковых интересует не опыт и творения истинных философов, величайших любителей Мудрости - святых отцов, но вопросы, не имеющие никакого отношения к реальной духовной жизни, к спасению. Кажется, и не трудно понять, что "теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу" (1Кор. 13:12). Однако языческое сознание идет широкими вратами и пространным путем (Мф. 7:13) религиозно-философских и богословских игр, проигрывая в них свою жизнь, прельщаясь и прельщая других.

К каким последствиям приводят они человека можно показать на примере буддизма и индуизма.

Будда (483 г. до н.э.) своим последователям внушает: "Не ищите опоры ни в чем, кроме как в самих себе: сами светите себе, не опираясь ни на что, кроме как на самих себя" [8]. И так говорит о самом себе: "Я всезнающ, у меня нет учителя; никто не равен мне; в мире людей и богов никакое существо не похоже на меня. Я священный в этом мире, я учитель, я один - абсолютный Сам - Будда. Я добился покоя (путем погашения страстей) и получил нирвану..." [9] Древнее искушение "будете, как боги" (Быт. 3:5) говорит здесь в полный голос, со всей откровенностью.

То же видим в йоге и в самой авторитетной современной индуистской системе - веданте. В одном из индуистских гимнов "Песнь Саньясина" находим следующий страстный возглас от лица человека: "Нет более рождения, ни "я", ни "ты", ни смертного, ни Бога! Я стану всем; все станет "Я" и не омраченным блаженством!" [10]

Авторитетнейший проповедник веданты Суоми (учитель) Вивекананда (1902г.) рекомендует такую духовную установку своим последователям: "Напоминание о наших слабостях, - говорит веданта, - не поможет; нам нужно лечение. Лечение же от слабости состоит не в том, чтобы заставлять человека постоянно думать, что он слаб, а в том, чтобы он думал о своей силе. Говорите ему о силе, которая уже есть в нем. Вместо того, чтобы говорить людям, что они грешники, веданта учит наоборот: "Вы чисты и совершенны, и все, что вы называете грехом, не ваше... Никогда не говорите: "Я не могу". Этого не может быть, так как вы бесконечны... Вы можете делать все, вы всемогущи" [11]. Или такое наставление: "Лучший человек тот, кто осмеливается о себе говорить: "Я знаю о себе все"... Слушайте день и ночь, что вы - Душа. Повторяйте это себе день и ночь, пока эта мысль не войдет в вашу кровь, не будет звучать при каждом биении вашего сердца... Пусть все ваше тело наполнит эта одна мысль: "Я нерожденная, бессмертная, блаженная, всеведущая, вечно-прекрасная Душа..". Усвойте эту мысль и проникнитесь сознанием своего могущества, величия и славы. Дай Бог, чтобы противоположное суеверие никогда не запало вам в голову". "Ужели ты считаешь себя слабым? Не годится считать себя грешником, слабым. Говорите это миру, говорите себе..." [12] И это нужно не только знать, осознавать, это нужно глубоко прочувствовать: "Чувствуйте, как Христос, - и вы будете Христом; чувствуйте, как Будда, - и будете Буддой" [13].