Приношение современному монашеству

"Случившаяся нечаянно скорбь напоминает благоразумному о Боге, уязвляя забывшего о Боге соразмерно вкравшемуся забвению" [405].

"Умственно показывай себя Владыке: человек бо зрит на лице, Бог же на сердце" [406].

"Всякая невольная скорбь да научает тебя обращаться к памятованию Бога, - и не оскудеет в тебе побуждение к покаянию" [407].

"Исследывай свои грехи, а не грехи ближнего, и не будет окраден твой духовный подвиг" [408].

"Неудобопростительно нерадение о всех посильных добродетелях; милостыня и молитва восставляют нерадевших" [409].

"Всякая скорбь по Богу есть существенное дело благочестия: истинная любовь искушается противностями" [410].

"Не подумай, что можно стяжать добродетель без скорби: жительствующий в отраде пребывает чуждым духовной опытности" [411].

"Всматривайся в окончательное последствие всякой скорби и найдешь, что оно заключается в истреблении греха" [412].

"Желающий не в осуждение себе принимать похвалу от человеков прежде да возлюбит обличение в грехах своих" [413].

"Подвергшийся бесчестию за истину Христову сторично будет прославлен многими. Но лучше делать доброе в надежде будущего воздаяния" [414].

"Хвалящий ближнего лицемерно в удобное время уничижит его" [415].

"Не знающий козней, устраиваемых врагами, удобно закалается ими, - и не знающий начал, на которых зиждутся страсти, удобно низвергается в грехопадения" [416].

{стр. 140}

"Поступивший по заповеди, да ожидает искушения вследствие своего поступка: любовь ко Христу искушается противностями" [417].

"Когда явится в тебе помысл, предлагающий славу от человеков: то знай наверно, что он устраивает для тебя бесчестие" [418].

"Враг ведает правдивость духовного закона, - и ищет только, чтоб человеческий ум изъявил согласие на представший ему греховный помысл. Таким образом враг или подчиняет покорившегося ему трудом покаяния, или, если побежденный не прибегнет к покаянию, подвергает его страданиям, наводя на него - как на покорившегося ему произвольно - различные скорби; иногда же подучает его восставать и против наведенных скорбей, чтоб и здесь умножить страдания и выказать неверным, по причине нетерпения, при исходе души из тела" [419].

"Многие много поборолись против встречающихся невольно скорбей, но никто не избежал скорби иначе, как при посредстве молитвы и покаяния" [420].

"Пороки заимствуют силу один от другого: и добродетели развиваются в человеке одна от другой, возбуждая в причастнике своем движение к преуспеянию" [421].

"Малые согрешения еще уменьшаются диаволом в глазах наших: иначе он не может привести нас к большим согрешениям" [422].

"Гневающийся на ближнего, или за деньги, или за славу, или за наслаждение, еще не познал, что Бог управляет тварями праведно" [423].

"Если кто, явно согрешая и не прибегая к покаянию, не подвергся никакой скорби до самого исхода из этой жизни, то понимай из этого, что его постигнет Суд без милости" [424].