Приношение современному монашеству

"Превознесшись похвалами ожидай бесчестия" [439].

"Ищущий похвалы вступает в область страстей; плачущий о скорби, нашедшей на него, обнаруживает преобладание в нем сластолюбия" [440].

"Колеблется как на весах помысл сладострастного: сладострастный иногда проливает слезы, оплакивая грехи свои; иногда же, защищая свое сластолюбие, ратует против ближнего и вступает с ним в спор" [441].

{стр. 142}

"Долготерпеливый муж изобилует разумом: будет изобиловать разумом и тот, кто устремится всем сердцем к изучению Божественной премудрости" [442].

"Без памяти Божией разум не может быть истинным: без нее он - ложен" [443].

"Ненавидящий обличения погрязает в страстях произвольно. Любящий обличение, если и увлекается еще страстями, то, очевидно, увлекается по прежде полученному навыку" [444].

"Не желай слышать поведания о согрешениях ближнего: в таком произволении напечатлеваются образы этих согрешений" [445].

"Настоящие скорби променивай в мысли твоей на блага будущей жизни, - и нерадение никогда не расслабит твоего подвига" [446].

"Сплетение приятных и неприятных приключений принимай равным помыслом (с одинаковым равнодушием): Бог, при таком подвиге человека, уравнивает неравность событий" [447].

"Душевные перемены и колебания происходят от помыслов, не приведенных в основательное, всегда равное состояние: Богом устроено так, что невольное бывает естественным последствием произвольного" [448].

"Дела, совершаемые телом, суть порождения действий духа, будучи естественными и справедливыми последствиями их, по определению Божию" [449].

"Пребывай непоколебимо в духовном разуме, - и не будешь изнемогать при искушениях. Уклонившись же из духовного образа мыслей ощутишь страдание: претерпи его" [450].

"Молись, чтоб не постигло тебя искушение. Постигшее же искушение прими как свою принадлежность, а не как что-либо чуждое тебе" [451].

"Воздержись от всякого излишества при удовлетворении нуждам тела, - и тогда возможешь усмотреть козни диавольские" [452].

"Когда ум оставит телесные попечения, тогда начнет видеть, соразмерно этому оставлению, козни невидимых врагов" [453].

"Иной по наружности исполняет заповедь, но в сущности удовлетворяет своей тайной страсти и растлевает доброе дело греховными помыслами" [454].

{стр. 143}

"Вводимый в начало зла, не скажи: оно не победит меня. Насколько ты введен в него, настолько уже и побежден" [455].

"Всякое великое согрешение начинается с малого подчинения началам его и возрастает постепенно, будучи питаемо и развиваемо" [456].

"Козни злобы - мрежа многоплетенная! часто запутывающегося в ней она охватывает со всех сторон, если он попустит себе нерадение" [457].