Приношение современному монашеству

"Невозможно простить от сердца обиду без истинного духовного разума: духовный разум объясняет, что все, постигающее каждого, есть его собственность" [497].

"Ничего не потеряешь из того, что оставишь ради Господа: оставленное возвратится, в свое время, с великим избытком" [498].

"Истинный разум заключается в терпении скорбей и в том, чтоб в бедствиях своих не обвинять ближнего" [499].

"Делающий добро и ищущий воздаяния служит не Богу, а своей воле" [500].

"Согрешившему невозможно избегнуть воздаяния иначе, как покаянием, соответствующим согрешению" [501].

"Уразумевший, что нашествие злоключений извне попущается нам правдою Божиею, нашел, ища Господа, и разум и правду" [502].

"Если уразумеешь, как научает тому Писание, что по всей земли судбы Господни [503], то всякий случай соделается для тебя учителем Богопознания" [504].

"С каждым встречается должное, соответственно настроению его; попускаемые наведения бывают разнообразны: приличное наведение для каждого ведает един Бог" [505].

"Подвергшись какому-либо бесчестию от человеков, знай, что этим тебе уготовляется слава от Бога, - и пребудешь в {стр. 147} бесчестии беспечален и несмущен, во славе же, когда она придет, верен и неосужден" [506].

"Похваляемый многими, по благоволению Божию, отнюдь не примеси никакого самохвальства к похвале, устрояемой по смотрению Господню, чтоб не попустилась перемена, чтоб ты не подвергся, вместо похвалы, бесчестию" [507].

"Когда ум, вооружившись мужеством о Господе, начнет отвлекать душу от долговременных греховных навыков, тогда сердце как бы разрывается, будучи отвлекаемо в две противоположные стороны умом и страстию, действующими подобно двум воинам, враждебным друг другу" [508].

"Никто столько не благ, столько не милостив, как Господь; но и Он не прощает некающемуся" [509].

"Печалимся о грехах, а к причинам их сохраняем привязанность" [510].

"Когда грешная душа не принимает с покорностию попускаемых ей скорбей, тогда говорят о ней Ангелы: врачевахом Вавилона, и не изцеле" [511].

"Ум, предав забвению духовное разумение истины, ратует против человеков за вредное для него как бы за полезное" [512].

"Страсть, произвольно приведенная в действие, после этого действует уже насильственно и против воли того, кто первоначально попустит ей действовать по произволению" [513].

"Диавол, когда увидит, что ум помолился от сердца, тогда наносит тяжкие и хитросплетенные искушения, желая истребить добродетель в начале ее великими наведениями" [514].

"Имеются три мысленные состояния, в которые входит ум, подвергаясь изменениям: естественное, вышеестественное и нижеестественное, или противоестественное. Войдя в состояние естественное, ум находит себя виновным в злых помыслах и исповедует Богу грехи, усматривая начальные причины страстей. Низойдя в состояние противоестественное, он забывает правду Божию и борется с человеками, как с обидевшими его; возведенный в состояние вышеестественное, обретает плоды Святого Духа, исчисленные Апостолом: любовь, радость, мир и прочее. Тогда делается ему понятным, что он не возможет остаться в состоянии вышеестественном, если увлечется телесными попечениями! низойдя из этого состояния, он подвергается греховным падениям и последующим за гре{стр. 148}хопадениями напастям, если и не вскоре, но в свое время, известное правде Божией" [515].

"Настолько разум бывает истинным, насколько он основывается на кротости, смирении и любви" [516].

"Во всяком деле и обстоятельстве неупустительно прибегай молитвою к Богу, чтоб во всем иметь помощь Божию" [517].

"Ничто так не могущественно по действию, как молитва: Бог ничем не благоугождается столько, сколько благоугождается молитвою" [518].