Приношение современному монашеству

"Обижаемый и не взыскивающий с обижающего, доказывает этим свою веру во Христа, сторично вознаградится в этом веке и наследует жизнь вечную" [539].

{стр. 150}

"Память Божия заключается в болезновании сердца о стяжании добродетели. Забывающий Бога непременно подвергается влиянию сладострастия и лишается спасительной сердечной болезни" [540].

"Не скажи, что бесстрастный не может печалиться: он должен печалиться - если не о себе, то о ближнем" [541].

"Если хочешь непрестанно памятовать о Боге, то не отвергай наводимых скорбей как бы наводимых несправедливо, но переноси их с терпением как наведенные правосудно. При каждом скорбном случае терпение возбуждает памятование о Боге; от оставления терпения оскудевает духовный разум, а от утешения оправданием себя происходит забвение Бога" [542].

"Хочешь ли, чтоб Господь покрыл грехи твои? не объявляй человекам добродетелей, которые имеешь. Как поступаем мы в отношении к нашим добродетелям, так Господь поступает относительно наших грехов" [543].

"Не радуйся, когда окажешь ближнему благодеяние; возрадуйся тогда, когда непамятозлобно перенесешь оскорбление, последующее за твоим благотворением. Как ночь за днем, так зло последует за добрыми делами" [544].

"В невольных страданиях сокрыта милость Божия, привлекающая терпящего к покаянию и избавляющего его от муки вечной" [545].

"Страхом вечных мук и вожделением Царства Небесного внушается терпение скорбей: внушается не по одному собственному произволу человека, - по дару Взирающего на помышления наши" [546].

"Кто верует будущим воздаяниям, тот произвольно удаляется от наслаждений земных; неверующий - и сладострастен и чужд сердечного сокрушения" [547].

"Если хочешь спастися и в разум истины приити [548], то старайся всегда пребывать выше чувственного, прилепляясь надеждою к единому Богу. Уклоняясь от всего чувственного, с понуждением себя, откроешь невидимое действие начал и властей, действующих против тебя враждебно посредством различных приражений. Побеждая их молитвою, благою надеждою, получишь благодать Божию, которая избавит тебя от будущего гнева" [549].

{стр. 151}

"Уразумевший значение таинственного поведания апостолом Павлом, что наша брань к духовом злобы [550], уразумеет и притчу Господа о том, что подобает всегда молитися, не предаваясь унынию" [551].

"Познавший истину не противоборствует скорбным наведениям: он знает, что скорбные наведения приводят к страху Божию" [552].

"Если хочешь приносить Богу непогрешительное исповедание в грехах, то не поминай по виду грехопадений твоих, - мужественно терпи наводимые за них скорби" [553].

"Скорби наводятся за преждесодеянные грехи, принося каждому согрешению сродное ему возмездие" [554].

"Разумный и ведающий истину исповедуется Богу не воспоминанием соделанных грехов, но терпением наводимых на него скорбей" [555].

"Отвергнув страдания и бесчестия, не думай принести покаяние при посредстве других добродетелей: тщеславие и настроение сердца, чуждое сокрушения духа, умеют служить греху и делами правды" [556].

"Добродетели рождаются обыкновенно от страданий и бесчестий; так, напротив, пороки - от наслаждения и тщеславия" [557].

"Всякое проявление плотского сластолюбия происходит от наслаждения, предшествовавшего этому проявлению. Допущение же себе наслаждения происходит от неверия" [558].

"Непримиряющий воли своей с Богом претыкается в начинаниях своих и подвергается преобладанию супостатов" [559].