Приношение современному монашеству

"Наружную гордость исцеляет наружное скорбное положение, образуемое скудостию и лишениями; невидимую - Невидимый" [729].

"Губитель чувственных змей - олень, мысленных - смирение" [730].

"Невозможно змею совлечь с себя старой чешуи иначе, как пролезши сквозь тесную скважину: и нам невозможно свергнуть с себя греховные навыки и впечатления, невозможно {стр. 182} свергнуть ветхость души и одежду ветхого человека, если не пройдем по узкому пути поста и бесчестия" [731].

"Тучные птицы не могут летать высоко, и угождающий плоти своей не возлетит на небо" [732].

"Высохшее болото уже не приманивает к себе свиней, - и плоть, иссушенная подвигами, уже не упокоивает в себе бесов" [733].

"Облаками закрывается солнце, - лукавые помышления омрачают ум и служат для него причиною погибели" [734].

"Преступник, выслушавший приговор и идущий на казнь, не беседует о народных празднествах: так и плачущий истинно не будет угождать чреву" [735].

"Магниту невольно повинуется железо: подобно этому греховные навыки и впечатления, обратившиеся в качество, уже насилуют заразившихся ими" [736].

"Вода, будучи сжата, подымается вверх: так часто случается и с душою. Она, будучи стеснена бедствиями, восходит к Богу и спасается" [737].

"Ветры возмущают бездну, - ярость, больше всех страстей, возмущает ум" [738].

"В те места, где сложено царское оружие, воры приходят с особенною осторожностию; так и мысленные воры употребляют особенную злохитрость, чтоб окрасть имеющего сердечную молитву" [739].

"Огонь не рождает снега, - и ищущий славы земной не получит небесной" [740].

"Невозможно убить зверей без оружия; невозможно стяжать безгневия без смирения" [741].

"Восходящие по гнилой лестнице по необходимости подвергнутся бедствию: подобно этому честь, слава, власть вредны для смиренномудрия" [742].

"Вода смывает буквы, и слеза очищает согрешения" [743].

"За неимением воды изглаждаются буквы и другими способами: так и души, не имеющие слез, изглаждают и выскабливают согрешения свои печалию, воздыханиями, великим сетованием" [744].

"Немощный по телу, подвергшийся тяжким согрешени{стр. 183}ям, да идет путем смирения и теми путями, которые ведут к смирению: другого средства к спасению он не найдет" [745].

"Нет причины для страждущего горячкою к самоубийству: так никому, ни в каком случае, даже до последнего издыхания, не должно отчаиваться" [746].

"Если б похоронивший отца своего, немедленно по возвращении с похорон, пошел на брак, то поступок его был бы бесчестным. Так и плачущим о грехах неприлично искать в этом веке чести, покоя и славы от человеков" [747].

"Того воина, которого лицо изъязвлено жестокими ранами на войне, царь не только не повелевает исключать из воинства, но и возбуждает значительными наградами к большей ревности; и Небесный Царь венчает инока, терпящего от бесов многие напасти" [748].

"Увидев кого-либо из сподвижников наших пораженного телесным недугом, не позволим себе объяснять недуг его судом лукавым и злобным; напротив того, примем его с простотою и любовию нелюбопытною, как свой член, как воина, раненного на войне, - позаботимся о уврачевании его" [749].