Приношение современному монашеству

"Есть слава, происходящая от Господа, Который говорит: прославляющая Мя прославлю [809]. И есть слава, устрояемая злохитростию диавольскою; о ней сказано: горе, егда добре {стр. 189} рекут вам еси человецы [810]. Познаешь ясно первого рода славу, когда, признавая славу вредною для себя, будешь устранять ее всеми средствами, когда постоянно и везде будешь скрывать подвижничество и добродетели твои. Познаешь в себе стремление ко второй славе, когда сделаешь что-либо, и самомалейшее, да видим будешь человеки" [811].

"Скверное тщеславие подучает нас принимать на себя личину добродетели, которой не имеем, опираясь, для обмана нашего, на слова Господа: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят добрая ваша дела" [812].

"Господь нередко отвлекает от тщеславия тщеславных, попуская им бесчестие" [813].

"Возносяй себе непременно смирится и здесь, в земной жизни, прежде будущего века" [814].

"Когда льстецы, правильнее же - обольстители, начнут хвалить нас, тогда поспешим привести себе на память множество беззаконий наших, и найдем себя недостойными произносимых нам похвал или воздаваемых нам почестей" [815].

"Червь, достигши надлежащего возраста, получает крылья, возлетает на высоту, - и тщеславие, достигши исполнения своего, преобразуется в гордость. Гордость - и начало и совершенство всех зол" [816].

"Окончательное преуспеяние в тщеславии - начало гордости; средина гордости - уничижение ближнего, бесстыдное проповедание и вынаружение своих подвигов, хваление самого себя в сердце, ненависть к обличениям; конец гордости - отвержение Божией помощи, высокомерное упование на собственные умыслы и действия, нрав демонский" [817].

"Кого постигло грехопадение, в том прежде вселилась гордость: предтеча первого - второе" [818].

"Высокомудрый монах прекословит сильно; смиренномудрому прекословие неизвестно" [819].

"Муж высокосердый желает начальствовать: иначе он и не может погубить себя, правильнее же, не хочет" [820].

"Бог гордым противится: [821] кто ж помилует их? Нечист пред Господом всяк высокосердый: [822] кто же очистит его?" [823].

{стр. 190}

"Отвергающий обличение обнаруживает этим присутствие в себе гордости; ищущий обличения разрешился от уз гордости" [824].

"Гордость - погубление богатства и понесенных подвигов: Воззваша, и не бе спасаяй, конечно потому, что взывали с гордостию; воззваша ко Господу, и не услыша их [825], потому, без всякого сомнения, что не хотели расстаться с начальными причинами того, против чего молились" [826].