Первые апостолы

6 Некоторые биографы ап.Павла думают, что Марк покинул спутников потому, что не разделял желания апостола просвещать язычников. Но естественней предположить, что молодой иерусалимлянин просто отступил перед трудностями пути. См.: И.А.Артоболевский. Первое путешествие св. ап. Павла. Серг. Посад, 1900, с.166-167.

7 1Кор.9:6.

8 Как установлено в результате тщательных исследований, стиль речей в Деян выдает руку Луки. Но содержание и богословие их показывают, что Дееписатель пользовался первоисточниками и устными рассказами. Так, речь ап.Петра перед иудеями носит совершенно иной характер, нежели речь ап.Павла перед афинянами. Своего рода "конспекты" апостольских проповедей могли существовать в кругах первых христиан; кроме того, ап.Павел мог пересказывать Луке их основные мысли.

9 Еще Тиберий пытался запретить восточные культы (Светоний. Тиберий, 36), а Клавдий ограничил "распространение чужеземных суеверий" (Тацит. Анналы, XI, 15).

10 См.: A.Harnack. The Mission... p.101.

11 Рим.6:3-4.

12 Речь идет о повести, которая включена в апокрифические Деяния ап.Павла (см. прим.1). По свидетельству Тертуллиана, автор повести был некий малоазийский священник, который написал ее "из любви к Павлу" (Тертуллиан. Окрещении, 17). Одним из действующих лиц повести является царица Трифена, личность историческая, на основании чего можно заключить, что в основе легенды лежат реальные события. См.: И.А.Артоболевский. Цит.соч., с.314 сл.

13 Именно в этих краях, согласно мифу, странствовали Зевс и Гермес. Овидий. Метаморфозы, VIII, с.621-726.

14 У образованных людей этот смутный монотеизм приобрел более определенные очертания. "Как солнце, луна, небо, земля и море являются общими для всех и только называются у разных людей по-разному, так и для единого, все созидающего Разума и для единого, всем распоряжающегося промысла, и для благотворных, во всем распространенных сил у разных народов в соответствии с их обычаями существуют разные почести и верования" (Плутарх. Об Исиде и Осирисе, 67).

15 Гал.6:17.

16 2Кор.12:7-9.

17 В.Вреде. Павел. М., 1908, с.13.

18 Гал.4:13-15. На основании последних слов Ф.Фаррар предположил, что речь идет о какой-то глазной болезни. См.: Ф.Фаррар. Жизнь и труды св.ап.Павла. СПб., 1905, с.1000 сл.

19 1Кор.11:26.