Первые апостолы

8 Согласно свт. Епифанию (I, 30), секта иудео-христиан, отколовшаяся от Иерусалимской церкви после ее исхода из Иудеи, разделялась на две ветви. Одна удержала самоназвание назарян, а другая - эбионитов. Вторые в большей степени отошли от основ христианства, и поэтому их можно считать наследниками ультра-законнической партии Иерусалимской церкви. По-видимому, сборы в пользу "бедных" этой церкви имели в виду не просто нищих, а также эбионитов. Взгляды эбионитов во многом перекликаются с ессейскими, откуда и наше предположение, что они в основном были обращенными ессеями. См.: J.Danielou. TheDead Sea Scrolls and Primitive Christianity. Baltimore, 1958.

9 Гал.2:5. Из этого места послания нельзя ясно понять - был ли Тит в конце концов обрезан. Есть основания думать, что ап.Павлу в данном случае пришлось сделать уступку. См.: Э.Ренан. Святой Павел. СПб., 1907, с.87.

10 На это указывает бл.Феофилакт в своем Толковании на Деян.15 (русск. пер. с.111).

11 См.: F.F.Bruce. Op.cit. p.311. Эта, весьма распространенная гипотеза основана на том, что при встрече с ап.Павлом 20лет спустя Иаков Праведный говорит о послании так, словно Павлу оно неизвестно (Деян.21:25). Но такое толкование слов Иакова не единственное. Он мог просто напомнить Павлу о том, что было в 49году. См. обзор основных гипотез в кн.: F.Filson. A New Testament History. London, 1978, p.218-219.

12 Первая "Ноева" заповедь (Быт.9:4) запрещает употребление крови в пищу (а поэтому и удавленины, т.е. мяса животного, в котором после гибели осталась кровь). В полном объеме так наз. Ноевы заповеди включали семь запретов: 1) идолослужения, 2) богохульства, 3) поношения законной власти в Общине, 4) убийства, 5) кровосмешения и блуда, 6) грабежа, 7) употребления в пищу крови. См.: Санхедрин 56в; G.Moor. Judaism in theFirst Centuries of Christian Era. 1927, v.I, p.274. Св.Иаков ограничился только тремя, т.к. прочие вытекают из библейской этики в целом.

13 Гал.2:9-10.

14 Деян.15:23-29. Слова: "И не делайте другому, чего не хотите себе", вероятно, являются вставкой в текст, поскольку отсутствуют в древнейших рукописях Деян.

15 "Это разделение сфер служения надо понимать в том смысле, что соблюдение Закона Моисеева, от которого были освобождены язычники, было признано обязательным для христиан из иудеев" (еп.Кассиан. Христос и первое христианское поколение, с.165). Аналогичный вывод делают и другие исследователи Нового Завета; см.: прот.А.Горский. История Евангельская и Церкви Апостольской. М., 1902, с.410; В.Михайловский. Св.апостол Павел. СПб., 1863, с.27 сл.; F.Filson. Op.cit. p.217 FF.

16 1Кор.10:18-20.

17 См.: Тертуллиан. Апология, IX. Евсевий. Церк.Ист., V, 1.

18 См., наприм., Деян.16, 3; 18:18; 21:23-26.

19 В западной версии Деян. сказано, что Сила остался в Антиохии (см. синодальный перевод 15:34). Однако восточная версия - более древняя - подразумевает, что Сила уехал в Иерусалим. Его вторичное появление в Антиохии следует, вероятно, связывать с визитом ап.Петра и Марка, который их сопровождал.

20 1Кор.1, 12; 9:5; Евсевий. Церк.Ист., III, 1, 39.

21 См. 1Петр.5:12, где св.Петр говорит: "Через Силуана, верного, как думаю, брата, я пишу вам..." Обращает на себя внимание родство идей 1Петр. и посланий ап.Павла.