Первые апостолы

9 Исх.16:23; 34:22; Числ.28;26; Лев.23:15-21; Втор.16:9; 12; Юбилеи 1, 1; Песахим 68в, Танхума 26с.

10 Ин.14:16; 15:26; 16:7. Слово parakletos, которое в синод.переводе передано как Утешитель, дословно означает Заступник, Ходатай.

11 См. ТК, т.1, с.304. Одно из таких собраний мессианских текстов было, по-видимому, использовано в Мф.

12 Вопрос этот не имеет в церковном предании однозначного ответа. Некоторые Отцы Церкви считали, что в Деян речь идет именно о чудесном даре владеть иностранными языками. Но это мнение разделяется не всеми. Папий (IIв.) писал, что ап.Петр нуждался в переводчике (у Евсевия. Церк. Ист., III, 39).

13 См. Аристотель. Риторика 3, 2, 14; Плутарх. О Пифии, 24. Примечательно, что некоторые литературные течения нашего века (дадаисты и др.) считали, что наиболее полно человеческие чувства могут быть выражены звуками помимо их смысловой нагрузки.

14 1Кор.14:23.

15 Лука, очевидно, заимствовал речи ап.Петра из раннего арамейского источника, точнее переведенного с этого языка. В них есть точки соприкосновения с иудейской религиозной фразеологией и молитвами (в частности, Шемоне эсре). На это же указывает христология речей, отражающая этап, уже оставленный позади в те годы, когда писал Лука. См.: F.F.Bruce. Commentary on theBook of theActs. Grand Rapids, 1976, p.87.

16 Ин.14:12.

17 Это правило из греч.перевода перешло и в русск. Библию, где вместо св.Имени ЯГВЕ всюду стоит "Господь".

18 Наименования Святой и Праведный часто относились к Богу (наприм., Ис.10:17; Иер.11:20). Точно так же в ВЗ постоянно говорится о святости и силе Имени Божия (Исх.9:16; Пс.8:2; 19:2). В то же время в Книге Еноха (38) и Псалмах Соломоновых (17:35) Мессия назван Праведным.

a См. "Вестники Царства Божия", Брюссель, 1972.

19 На библейском языке "ангел Господень" может иногда означать посланника Божия (Агг.1:13; Малах.3:1).

20 Пелони, "Тот Человек" (Шаббат 104 и др.).

21 Мишна. Сота IX, 17. Еп.Кассиан считает, что в "близости первых христиан к иудейскому народному благочестию надо искать и положительную причину той поддержки, которую иногда оказывали фарисеи". Еп.Каcсиан. Христос и первое христианское поколение. Париж, 1950, с.140.