Первые апостолы
8 Лк.2:25, 37; см.: На пороге Нового Завета, гл.28.
9 Иезекииль 36:25-27.
10 Деян.21:8, 9; 13:1; 1Фес 2:15; Откр.22:18; Евсевий. Церк.ист., III, 39.
11 Лк.1:68-79; 47-55; 2:14; 29-32; о молитвах, приведенных в Посланиях, см.: A.Hamman. Prieres des premiers Chretiens, Paris, 1952, p.40-50.
12 До падения Иерусалима учители прямо запрещали записывать свои слова. Книги с записями, сделанными вопреки их воле, назывались "тайными свитками" (Шаббат 6в). Эта тенденция сохранилась и в Церкви вплоть до IIв. См.: Евсевий. Церк.Ист., III, 39.
13 Мф.10:5; 15:24; ср. Мк.13:10; 14:9; 16:15; Мф.8:11; 24:14; 26:13; 28:19.
14 Стефан несколько раз употребляет слово "мудрость", излюбленное выражение александрийских богословов (ср. Прем.6-10). Подробности о жизни Моисея взяты не из Писания, а из александрийской традиции (Филон. Жизнь Моисея). Св.Стефан, как и Филон, утверждал, что Бог не живет в рукотворных храмах. "Истинным алтарем Божиим, - писал Филон, - является благодарная душа" (Обособых законах, 1, 287).
15 И.Флавий. Арх., XVIII, 4, 2. Пилат отбыл из Иудеи незадолго до смерти имп.Тиберия (16марта 37г.) и, следовательно, его смещение произошло либо в конце 36г., либо в самом начале 37г. См.: M.Stern. TheProvince of Judaea. - JPFC, p.68-70.
16 Если бы Лука целиком сочинил речь первомученика, просто желая выразить его идеи, он едва ли допустил бы те отклонения в цитации Библии (Септуагинты), которые имеются в тексте. По-видимому, евангелист располагал ранним источником, из которого черпал материал, работая над Деяниями. Разрыв в последовательности речи (в ее конце), видимо, отражает желание проповедника спешно перейти к главному (он понимал, что ему могут не дать договорить).
17 На это указывает Деян.11:1. Мнение, что преследовали в основном христиан-эллинистов, высказывалось историками уже давно (см., наприм., Ф.Фаррар. Жизнь и труды св.ап.Павла. СПб., 1905, с.144) и не является новым открытием, как изображают некоторые авторы (см.: З.Косидовский. Сказания евангелистов. М., 1977, с.96).
b Савл есть слегка измененное имя Саул (Шаул).
18 См.: Деян.22:3; 23:16-18; Флп.3:5. Согласно бл.Иерониму (Ознаменитых мужах, 5) родители Павла происходили из Гискалы в Галилее. Об образовании апостола см. ниже гл.5.
19 В древней Церкви существовало предание о браке Павла (см. Климент Александрийский. Строматы, III, 6). Из Деян.26:10 следует, что Павел был раввином с правом голоса в Совете; но на такие должности избирались только люди женатые (см.: Ф.Арфаскадов. Иерусалимский Синедрион. Казань, 1903, с.128). Лука пишет, что в момент смерти Стефана Савл был "юношей"; но, по-видимому, ему было уже около 30лет.
20 Санхедрин, VI, 6.