Первые апостолы
15 И.Флавий. Арх., XVIII, 4, 2. Пилат отбыл из Иудеи незадолго до смерти имп.Тиберия (16марта 37г.) и, следовательно, его смещение произошло либо в конце 36г., либо в самом начале 37г. См.: M.Stern. TheProvince of Judaea. - JPFC, p.68-70.
16 Если бы Лука целиком сочинил речь первомученика, просто желая выразить его идеи, он едва ли допустил бы те отклонения в цитации Библии (Септуагинты), которые имеются в тексте. По-видимому, евангелист располагал ранним источником, из которого черпал материал, работая над Деяниями. Разрыв в последовательности речи (в ее конце), видимо, отражает желание проповедника спешно перейти к главному (он понимал, что ему могут не дать договорить).
17 На это указывает Деян.11:1. Мнение, что преследовали в основном христиан-эллинистов, высказывалось историками уже давно (см., наприм., Ф.Фаррар. Жизнь и труды св.ап.Павла. СПб., 1905, с.144) и не является новым открытием, как изображают некоторые авторы (см.: З.Косидовский. Сказания евангелистов. М., 1977, с.96).
b Савл есть слегка измененное имя Саул (Шаул).
18 См.: Деян.22:3; 23:16-18; Флп.3:5. Согласно бл.Иерониму (Ознаменитых мужах, 5) родители Павла происходили из Гискалы в Галилее. Об образовании апостола см. ниже гл.5.
19 В древней Церкви существовало предание о браке Павла (см. Климент Александрийский. Строматы, III, 6). Из Деян.26:10 следует, что Павел был раввином с правом голоса в Совете; но на такие должности избирались только люди женатые (см.: Ф.Арфаскадов. Иерусалимский Синедрион. Казань, 1903, с.128). Лука пишет, что в момент смерти Стефана Савл был "юношей"; но, по-видимому, ему было уже около 30лет.
20 Санхедрин, VI, 6.
21 1Кор.9:1; Гал.1:15-16.
22 Рассказы об обращении Павла приведены в Деяниях трижды и содержат незначительные вариации, вполне объяснимые наличием устной традиции и литературными приемами Луки. Тщательно исследовавший эти рассказы (Деян.9:1-7; 22:1-16; 26:9-18) Герхард Лофинк делает следующий вывод: "Это не точный протокол действительно происходившего события, но также и не поэтическое творчество в чистом виде. Это воспроизведение рассказа, исторически хорошо обоснованного (в Посланиях ап.Павла)". G.Lofink. Paulus vorDamaskus. Stuttgart, 1965, S.119. Фраза "идти против рожна" является старинной греческой поговоркой (Эсхил. Агамемнон, 1624), означающей тщетное сопротивление силе. Следует подчеркнуть, что Откровение преломляется в сознании человека в соответствии с языком и мышлением конкретной личности. Поэтому, если в пережитом им мистическом опыте близ Дамаска Савл ощутил свое бессилие бороться с Иисусом, то это чувство могло отлиться в его мозгу в форму знакомой поговорки.
23 Гал.1:17.
24 И.Флавий. Арх., XVIII, 4, 3; 5, 3.
25 АретаIV враждовал с Тиберием, и передача ему Дамаска могла произойти только после смерти императора в 37г. В 40г. умер и сам Арета. Историки относят переход Дамаска в руки Ареты к 37г., когда новый цезарь Калигула пытался водворить мир на Востоке.
26 Деян.22:17-21.
c Единственные упомянутые им его родственники, христиане Андроник и Юния, жили в Иерусалиме и обратились раньше Савла (Рим.16:7).