A Manual on Asceticism for Modern Youth

Итак, мы вплотную подошли с тобою к тому моменту, откуда обычно начинают святые Отцы свои аскетические наставления. Все они обращаются к человеку, которого уже не нужно убеждать в необходимости особых усилий для достижения Царства Небесного, или, как их обычно называют, аскетических подвигов. Такой человек, получив первое опытное познание будущих вечных благ, и самого себя воспринимает уже по-новому. Иными словами, у обратившегося к Богу возникает самоощущение христианина. Если бы тебя спросили раньше: ты кто? - ты ответил бы: я ученик, или сын таких-то родителей, или, положим, русский человек, или болельщик такой-то футбольной команды. Человек отвечает на такой вопрос всегда в зависимости от того, чем сам он выделяет свою личность среди других людей. И вот настает для тебя такой момент, когда хотя бы самому себе на такой вопрос ты ответишь не задумываясь: я - христианин! И от всего сердца повторишь слова церковных песнопений: Христос моя сила, Бог и Господь! Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование. Вся жизнь, вся надежда моей души - в Нем одном. Потом уже на второй вопрос: а еще кто ты? - ты скажешь свое имя, назовешь своих родителей, национальность и так далее. Но первое и главное: я - христианин! -будет всегда низмеримо выше всего. Какое подлинно великое и славное имя! В скольких житиях мучеников оно звучит в устах страдальцев как победная песнь и горячее исповедание. Скажи от всего сердца: я - христианин, и вот Сам Христос близ тебя со Своей всемогущею помощью. Во Христа крестившись, мы во Христа облеклись (Гал. 3, 27). Оживают и для меня эти странные на первый взгляд слова Апостола: Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть (2 Кор. 13, 5). Я - христианин! Уже не диаволу принадлежу, не мiру, во зле лежащему. Христос умер и за меня. И меня Он призвал к участию в Воскресении Своем. Но пока я разлучен с Ним. Он посетил, призвал меня к Себе, но между мною и Им стена моих грехов, моя падшая природа, все скопище моих греховных страстей. Я еще по эту сторону всеобщей человеческой смерти, но уже имею в себе залог будущей вечной жизни. Ведь я - христианин! Доселе я даже не знал, кто я, зачем живу, зачем мне даны сознание, разум, сердце, что ожидает меня после краткой земной жизни. Эти вопросы прежде и не возникали во мне. Жизнь для меня пестрела лишь игрушечными блестками мелких удовольствий, и очень скоро они должны были превратиться в пустоту, тоску, безотрадность. Этого не произошло, ведь я - христианин! И пусть многие люди не поймут меня, не имея того сокровища, которое дано мне теперь. Они столь же несчастны, как и я был несчастлив еще совсем недавно. Жаль, что они этого не видят, но пусть даже они ожесточатся против меня, как восстали и против Господа моего, - они никогда не смогут отобрать у меня сокровища, дарованного мне Спасителем моим. Ведь теперь я - христианин. Как приблизиться к Нему, как сделать душу свою способною воспринимать Его чудный свет и не опаляться им? Конечно, большую часть этого дела совершит Его благодать, но что требуется от нас? Об этом и пойдет речь дальше. Теперь же важно, что поворот нашей жизни обозначился, мы знаем цель своей жизни и в ней черпаем себе силы и утешение. ...Как же все-таки хорошо, что теперь и ты - христианин!

Глава 4. Mip и удаление христианина от него

В час обращения ко Христу ты увидел свою душу, освещенную Его светом, и ужаснулся, как она грязна и как нуждается в очищении. В ней оказалось такое множество греховных, гадких или просто лишних, сорных мыслей, чувств, желаний. И все они подлежат удалению. До обращения душа наша не представляла для нас интереса, а потому превратилась в проходной двор для демонов. Мы в ней сами не были хозяевами, а только пользовались ею. И самой душе хотелось стать на положенное ей место: подчиняться духу и властвовать над телом. Но дух не мог ею командовать, а тело не желало ей повиноваться. Теперь же правильный естественный порядок может начать восстанавливаться. Христос хочет превратить тебя в Своего раба, сына и друга. Первый шаг на этом пути Он уже сделал, начав с самого святилища духа твоего. Он приоткрыл тебе Свою милость, возбудил совесть, даровал тебе самосознание христианина и решимость быть им. Теперь дух твой уже с христианской точки зрения смотрит на душу и тело и видит их полное расстройство и болезненность. Вся душа, как некая сплошная гнойная рана, на которой почти нет живого места, принесена теперь в лечебницу Христову на исцеление. И коль скоро речь зашла о лечебнице, то первое ее свойство и требование к ней - чистота. Так и душа никогда не станет внутренне чистою, если прежде не очистить все внешние входы ее, если не перекрыть сначала все внешние питательные источники, из которых питаются мучащие душу греховные страсти. Больному телу часто прописывается диета. Больной душе она еще более необходима. Душа и тело могут быть исцелены только при условии всестороннего воздержания, прежде всего - удалением себя от греховных соблазнов и мipcкoгo образа жизни.

Аскетическое понятие мiра

Что такое "мip" в святоотеческом понимании? Это слово следует отличать от слова "мир", означающего дружбу, согласие, отсутствие вражды. В дореволюционной орфографии эти слова, как видишь, даже пишутся по-разному, хотя произносятся одинаково. Но и само слово "мip", отличаясь от "мира", имеет не одно значение. Оно означает всю тварь, созданную Богом и оскверненную грехом человека. Оно же означает и человеческое общество в совокупности. Оно же означает общество людей, не являющихся христианами и окружающих Христову Церковь. Кроме того, оно же означает и совокупность понятий, интересов и правил жизни, господствующих в обществе безбожном и проникающих в душу христианина. От мipa в последнем понимании этого слова нам и должно удаляться. Обратим внимание, что одно и то же слово взято для обозначения двух понятий: и всего сообщества людей и всего собрания страстей. Случайно ли это? Нет, ибо на протяжении всей истории человечества большинство в обществе служило не Богу, а своим греховным намерениям и страстям, возведенным в правила жизни и противопоставленным Божиим заповедям. Верные же Господу почти всегда оказывались в меньшинстве и собственно к ним применялось выражение: люди не от мipa сего (Ин. 8, 23 и 18, 36). Исключение составляют, впрочем, времена, когда православная вера была господствующей в государстве и обществе. Тогда целые народы стали христианскими, а общественные нравы глубоко пропитались христианскими началами. И это, конечно, были благословенные времена, принесшие в небесную Церковь великое множество спасенных душ. Но и тогда истинно верные Христу, служившие Ему от всего сердца, отмечали в своих согражданах холодность и лицемерие, объясняемые господством в них мipскoгo противобожного духа. Именно в те времена многие истинные рабы Божии удалились от мipa в пустыни и горы, в поисках подлинного, не возмущаемого соблазнами служения Господу. Можно и иначе пояснить, почему одно и то же слово обозначает и общество людей и совокупность страстей. У людей мiрских и интересы в мipe сем, они касаются лишь предметов земных, временных, преходящих. У христиан же главная цель и смысл существования не в этом мipe, не на земле, а за его пределами - в вечности, почему они и именуются не от мipa сего. Каким бы ни был мiр во времена христианского царства, но нам важнее (и гораздо проще) понять, каков он теперь. Mip тогдашний был сложен, непостоянен, изменчив в своем отношении ко Христу. А ныне уже нет места оценкам половинчатым: мip сей Богу прямо враждебен. Будучи когда-то воспитан на христианских понятиях о смирении, милосердии, честности, безкорыстии, благородстве (или, по меньшей мере, испытав глубокое влияние сих начал), он в целом добровольно отказался от них, а прежде, конечно, отрекся от Самого Того, Кто принес в языческий погибающий мip эти высокие благородные начала. Нынешний мip враждебен Христу уже не по неведению, а по сознательному отказу, отступлению от Него. Само собою понятно, что такой отказ еще хуже, чем древнее дохристианское незнание и заблуждение. Особо следует сказать о нынешнем духовном состоянии нашего отечества. О, если бы ты мог себе представить, насколько оно в самом деле ужасно! Православный русский народ практически полностью перемолот в долголетней большевицкой мясорубке. Остатки его, сохранившие еще православное сознание, вымирают как в России, так и за границею, зачастую не успев преемственно передать свою традицию, свой духовный опыт нынешнему поколению. Обращающиеся ко Христу в наше время русские люди вынуждены преодолевать крепко вбитое в умы и сердца наследие советчины и, кроме того, активно навязываемые ныне народу гуманистические идеи Запада. Поэтому возвращение к православным истокам удается лишь немногим и с большим трудом, если удается вообще. Mip, враждебный Христу, технически переоснастился, вооружился такими средствами воздействия на общественное сознание, которых наши предки не знали. И если тогда им было трудно противостоять мiрскому духу, то что же теперь! Главным средством, формирующим сознание людей, воспитывающим не только ум, но и сердце, стало телевидение и радио. Ими владеют крупнейшие банкиры, которые на разграблении нашей страны сделали себе фантастически огромные состояния. Христа лично и Православие в особенности они ненавидят по своей старой национально-религиозной традиции. Чему они смогут нас научить? Вдобавок они не вполне самостоятельны, а связаны со своими международными коллегами, которые финансировали большевиков в революцию, которые сделали все для уничтожения нашей Церкви и Родины. Теперь же, когда наша страна проиграла долголетнее противостояние Западу - экономическое, военное, идеологическое - мы попали под колониальную зависимость от этих самых финансовых хозяев мipa. Кроме старой иудейской ненависти ко Христу и Его последователям, они руководствуются в своей политике огромным экономическим интересом к нашей стране. Население России (благодаря революциям, репрессиям да коллективизациям) к настоящему времени равно населению Японии. Огромная богатая земля, на которой живем мы с тобою и фактом своего существования мешаем им пользоваться этими богатствами в полной мере. Поэтому, естественно, в их планах будущего мipoвого порядка нет места русскому народу. Он должен быть уничтожен. Тихо и эффективно это можно сделать при помощи телевидения, насаждающего массовый разврат, а также при помощи искусственно созданных социально-экономических трудностей: безработицы, бедности, преступности, наркомании, пьянства и т. п. Уничтожение нашего народа, как этнической и духовной единицы, ведется совершенно сознательно. Ни одно нормальное правительство не допускает у себя в стране такого попустительства наркомании, алкоголизму, порнографии, абортам, "планированию семьи" в сторону ее сокращения. У нас это все делается, потому что мы страна не свободная, а проигравшая войну и планомерно очищаемая от коренного населения. Так поступают только с побежденными государствами и народами. К примеру, в Америке правительством вот уже несколько лет проводится в школах работа по воспитанию у юношества половой воздержанности, проповедуется единобрачие, осуждаются аборты и извращения. На эти цели государство тратит весьма солидные деньги. Уровень религиозности американских школьников по недавним опросам оказался неожиданно высоким. Ведь и в школах у них преподается не только атеистический, но и христианский взгляд на мip и человека. Так поступает разумное правительство самостоятельной страны, но поступает так - у себя дома. К нам, как видишь, мерки совсем другие. Все это отступление от темы сказано тебе вовсе не для зависти или ненависти. За американских школьников, имеющих возможность в школе научиться хотя бы неполной и искаженной вере во Христа, можно только порадоваться. Но при этом нужно верно и глубоко осознать, кто, зачем и как формирует общественное сознание в нашей стране, чтобы всеми силами сопротивляться этому ядовитому мipcкомy влиянию. Что могут нынешние оппозиционные, патриотические голоса противопоставить телевизионной монополии банкиров на умы и сердца? Чтобы получить голос в нынешнем российском информационном поле, нужно каким-то образом "вписаться" в рамки, заданные хозяевами этого поля. Поэтому всей правды и от оппозиции практически не слышно. Увы, и патриоты большей частью рассуждают в понятиях мipa сего, ищут только земного блага для своего отечества. Да и всегда ли для него, а не для самих себя? Наконец, в наши дни иные церковные деятели направляют свои усилия на дружбу и сотрудничество с сильными мipa сего, на тесные экономические связи с ними, а вовсе не на проповедь какой-либо "неотмiрности" для своих чад. Все это привело к тому, что православный христианин, ищущий Царства Божия и правды Его (Мф. 6, 33), стал редкостью не только в обществе, но даже в православном храме. Между тем единственно возможное, физически доступное средство выхода из такого положения состояло бы в уничтожении развратного информационно-идеологического влияния в нашей стране. Патриоты оказались не в силах захватить останкинскую башню, и многие сложили головы под ее стенами осенью 1993 года. Но мы в силах уничтожить останкинский филиал в своей квартире - выключить собственный телевизор. И поверь, что если бы это сделало большинство русских людей, если бы они не пошли в пивные, на дискотеки, в публичные дома, в секты и другие непотребные места, если бы пожалели отдавать свои копейки на развратные видеокассеты и на газеты тех же банкиров - вот тогда наша страна жила бы совсем по-другому. Вся власть духовных поработителей стоит только на нашей греховной привязанности к мipy сему. А пока для христианина первая задача на его тесном пути - суметь не поддаться общему лицемерию, плотскому мудрованию и поиску благ земных, жить не так, как живет большинство. Христианин современный неизбежно будет ощущать трагическое одиночество в мipe сем, иногда скрашиваемое лишь немногими единомышленниками, также избегающими мipского духа.

Библейское наставление об уклонении от мiра (Ветхий Завет)

Что же заповедуют нам Священное Писание, святые Отцы, здравый смысл и собственный опыт? Вот первая благодать посетила и нас, мы обещались Христу, вверились Ему, хотим идти за Ним и сохранить Его дар. Следует прислушаться, сколь много говорят и Сам Спаситель, и Его пророки, и апостолы о необходимости удаления от мipскиx безбожных обычаев и сообществ, причем поставляют они это главною необходимостью. В первой же книге Библии мы читаем, что как только возникло общество людей, появилась и необходимость его разделения. Первый братоубийца Каин был изгнан с сестрой-женою и положил начало особому нечестивому народу, потомки которого именуются сынами человеческими. Остальные же потомки Адамовы, именуемые сынами Божиими, не отпадали в такое нечестие и жили обособленно. Так продолжалось около тысячи лет, во всяком случае до смерти самого Адама. Потом Бытописатель прямо говорит, отчего произошло всеобщее развращение в роде людском: оттого, что сыны Божии переженились на дочерях человеческих, позабыв свою обособленность. В этих браках рождались исполины, которые в отличие от чахлых потомков трясущегося Каина имели здоровье, телесные и душевные силы сынов Божиих, а направили эти силы и способности на нечестивые дела сынов человеческих. Эти страшные человеческие "гибриды" наполнили землю такими злодействами и беззакониями, что Богу ничего не оставалось, кроме как истребить их потопом. При этом Бог избрал, отделил от этого нечестивого мipa праведного Ноя и семью его, которых спас в ковчеге и от которых произвел новый род человеков. Благочестие Ноя иссякло в нескольких поколениях его потомков, и если бы они совместно затеяли какое-нибудь общее дело, то, зная их природу, можно заранее предположить, что оно было бы направлено не на добро. Так и получилось. Деянием всего человечества стала Вавилонская башня - памятник собственной гордости и безбожию. И опять Господь разводит людей в разные стороны, чтобы живущие еще более-менее благочестиво могли сохранить свои добрые нравы, не перенимая злых. Ведь арифметика человеческого греха немного необычна: добрый пример + злой пример = совместное злодейство. Среднее между добрым и злым воспитанием не есть полудобро, а именно зло, если не сказать двойное зло. Поэтому постоянным делом Бога-Промыслителя во всю историю Ветхого Завета стало отделять праведников от нечестивых, которых всегда оказывалось больше. Ибо человеческая природа поражена грехом, ей проще и удобнее всегда выбирать зло. Всяк помышляет в сердце своем на злая во вся дни (Быт. 6, 5 и 8, 21). Эти слова Бог повторяет дважды: до и после потопа во объяснение Своих промыслительных действий. Среди нечестивого большинства Бог избирает праведного Авраама и велит ему выйти из своего отечества. Он не повелевает праведнику бороться с нечестивыми, убивать их, но велит просто жить отдельно. Так Он поступает и с Лотом, изводя его из развратного Содома, который наказывает огненным дождем. Так поступает Бог и далее, предпочитая Исаака Измаилу, а Иакова Исаву. Так заботится Он об избранном племени, в котором еще хранится ведение Единого Бога, выводя это племя из сообщества нечестивых: сначала из Халдеи в Палестину, затем оттуда в Египет и обратно. Все эти перемещения имели лишь одну цель: поселить этот народ более-менее независимо и обособленно, чтобы не перенимал он мерзкие идолослужения и нравы окружающих племен. Выведя израильтян из Египта, Господь очистил этот народ сорокалетним блужданием в пустыне. Он не хотел, чтобы люди, развращенные психологией сытого египетского рабства, донесли свои нравы до земли обетованной и передали их потомству. И действительно, эти ропотники, хулители Божией воли вымерли за годы блужданий. В самой Палестине многократно повелевал Господь Своим избранным жить отдельно, даже попускал им истребить множество язычников. Общение с язычниками всегда очень быстро приводило израильтян к забвению Бога и отпадению в идолослужение и потому было большим злом в сравнении даже с жестокостями войны. Израиль же постоянно противился в этом Богу, постоянно изменял Ему и отпадал в идолопоклонство, перенимая и прочие отвратительные нравы язычников. Вновь отделяет Господь два относительно еще благочестивых колена, создавая им Иудейское царство, отделенное от прочего Израиля, чтоб хотя бы в этом малом царстве сохранить остатки верных. Когда и это не помогает, согрешивший народ попадает в тяжкий плен вавилонский. Господь и там повторяет нечто подобное "пустынному очищению" от скверн египетских. За семьдесят лет в этом плену вымирают духовные блудодеи, а остальным предоставляется возможность вернуться на свою родину и отстроить храм. На этот трудный путь встают не все, а лишь лучшие, остальные же предпочитают сытную спокойную жизнь Божиему избранию. Таким образом. Господь совершает очередное разделительное действие. Мы еще не вспомнили о том, что за все время этой истории Бог постоянно избирает из народа Своего пророков, возвещающих волю Его, и им также заповедует совершенно отдельный образ жизни. Видишь ли теперь смысл этого длительного процесса, который принято именовать библейской или священной историей? Постоянный выбор, затем выбор из выбранного, постоянное отделение благочестивых (или хотя бы не безнадежно развратных) от всех остальных - безнадежных в духовном плане людей. Главный же итог всего этого многократного ветхозаветного выбора - Преблагословенная Дева, от Которой воплощается Спаситель, и те ученики, которых Он избирает и соделывает основанием Своей новой Церкви, нового избранного народа Своего. Кто поверил их проповеди о смерти и Воскресении Иисуса Христа, тот получает Божие избрание, остальным же израильтянам выносится приговор отвержения: Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23, 38). Мы скажем чуть ниже, что заповедуют нам Христос и апостолы относительно мipa, окружающего Церковь, а пока закончим ветхозаветные свидетельства на эту тему, но уже не из исторических книг, а из нравоучительных. Помнишь ли, с чего начинается Псалтирь, первый стих первого псалма? Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе. Это первая строка, начало начал всякой добродетели. С чего начинается Книга Притчей Соломоновых? После краткого введения мы читаем в первой же главе: Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; если будут говорить: "иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины... жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас", - сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови (Притч. 1,10-16). Не слишком уж сложное наставление, но оно идет самым первым. Если юноша не смог преодолеть такое искушение со стороны нечестивых людей, всю прочую премудрость в него не вложить и никакой добродетели его не обучить. Конченый будет человек! И не стоит думать, что это наставление не имеет прямого отношения к нам с тобою. Против какого праведника замышляют засаду и убийство человеки мiра сего? Не против ли Того Самого, Который совсем недавно посетил твою душу? По их прихотям Ему не должно более жить в душе твоей. Там они и уготовляют Ему убийство. Пусть, решили они, живет где-нибудь, только не в твоей душе. Это не образное сравнение, это сущая правда, ужасная правда о нашей духовной жизни! Сын мой! не соглашайся! С чего начинается Книга Екклесиаста? Опять же с размышлений о суете мiрской, о пустоте всех земных дел человеческих, о том, что в них нет ничего вечного и постоянного, а потому достойного того, чтобы посвятить им свою душу и сердце. И кончается она так: Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом - всё для человека, ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно или худо (Еккл. 12, 13).

New Testament Instructions on the Same Subject

Let us now listen to what Christ teaches His disciples. Here are His words spoken to the above-mentioned brethren, who have not yet believed in Him: "The world cannot hate you, but it hates Me, because I bear witness of it, that its works are evil" (John 7:7). At the last Last Supper, with the disciples who had already believed in Him, he says a little differently: "If the world hates you, know that it hated Me before it hated you." If you were of the world, the world would love its own; but because you are not of the world, but I have chosen you out of the world, therefore the world hates you (John 15:18-19). From the comparison of these two sayings it is clear that the closer a person is to Christ, the less he has in common with this world, which will gradually hate any believing Christian. On another occasion the Saviour said to the Pharisees: "You show yourselves to be righteous before men, but God knoweth your hearts, for what is high among men is an abomination in the sight of God" (Luke 16:15). What is high in people? The very things that the godless world values: fame, wealth, feigned virtue, hypocritical worship of God. Therefore, as the Evangelist John testifies about the coming of the Messiah, the world was made through Him, and the world did not know Him (John 1:10). What did the Lord command His little flock, which He had chosen from the world? To deviate from the spirit of this world, to endure persecution from it, but at the same time to enlighten it, to choose from it those who will believe. The Gospel exhortation was continued by the apostles. On the very day of the Descent of the Holy Spirit upon them, the Apostle Peter teaches those who believe in the Risen Christ: "Be saved from this corrupt generation" (Acts 2:40), understanding by this generation those who do not believe in the Lord. The same idea is constantly encountered in the Epistles of the Apostles. Thus, St. James, the chosen brother of the Lord, writes: "Adulterers and adulterers! do you not know that friendship with the world is enmity against God? Thus, whoever wants to be a friend of the world becomes an enemy of God (James 4:4). There was no talk of any adultery here, so the word adulterers refers simply to lovers of the world who, in loving the world, betray their God, their Christian name. St. John is no less categorical: "Do not love the world, nor the things that are in the world: whoever loves the world has not the love of the Father in him." For all that is in the world, the lust of the flesh, the lust of the eyes, and the pride of life, is not of the Father, but of this world. And the world passes away, and its lust, but he who does the will of God abides forever (1 John 2:15-17). The lust of the flesh, the lust of the eyes, and the pride of life are the basic passions, conveniently supported and developed by life according to the rules of the world. This includes fornication, love of money, gluttony (lust of the flesh), constant distraction and petrified insensibility (lust of the eyes), vanity and ambition (worldly pride as opposed to spiritual pride). Without renunciation of the world, no one can free his heart from these passions. The Apostle Paul also constantly makes a distinction between the internal (the Church) and the external (the world) and commands you to avoid tempting examples: "I wrote to you in the Epistle, not to associate with fornicators; however, not in general with the fornicators of this world, or covetous, or predators, or idolaters, for otherwise you would have to come out of this world. But I have written to you not to associate with him who, calling himself a brother, remains a fornicator, or a covetous, or an idolater, or a slanderer, or a drunkard, or a swindler; with such a one you cannot even eat together (1 Cor. 5:9-11). It means that contacts with the fornicators of this world involuntarily remain, but at the most superficial level: neighborly, trade, joint working relations. Where close, soulful, fraternal communion is supposed to be – namely, in the Church – there are obviously sinful, seductive examples that are completely intolerable and inadmissible. They are subject to general condemnation and are either cured by repentance, or their bearers are expelled, so that a bad example through general connivance does not infect many. In another place, the Apostle Paul expresses himself even more briefly and directly: "Do not be deceived: bad associations corrupt good morals" (1 Cor. 15:33). And again: Do not be unequally yoked with unbelievers, for what fellowship has righteousness with iniquity? What does light have to do with darkness? - and continues with the words of the prophet Isaiah: - Therefore ye shall come out from among them, and be separated, saith the Lord, and touch not the unclean; and I will receive you" (2 Corinthians 6:14-17, Isaiah 52:11). The same words are repeated by the Apostle John in his Revelation, when he describes God's judgment on the of Babylon, which is understood as a certain ecclesiastical community of the end times, imbued with the spirit of the world and through this completely betrayed the Lord: "Depart from her, my people, that ye may not be partakers of her sins, and that ye be not subject to her plagues" (Rev. 18:4). The testimonies and instructions of the apostles on this topic can be continued. But we, limiting ourselves to what has been cited, will pay attention to what people and in what ministry all this was said. The Apostles did not flee into the wilderness, but went to the people, to the world, to cities and villages, preached in large assemblies both to Jews and to pagans. Their first and direct task was to bring to the world the salvation that was granted to man by Jesus Christ. And the Apostles, by their preaching, again single out the part of the world that is being saved (desiring salvation, accepting salvation), turning it into the Church of the Living God, and this Church is not of this world, as Christ Himself said about His disciples.

Patristic Instruction on the World and Modernity

Perhaps it would not be worth quoting all this mass of testimonies of Scripture, if separation from the world were only a certain component part of Christian life, a certain particular commandment. But it's much more than that. Distance from the world is the basis of the basics. Without this, not only any spiritual and moral improvement of a person is impossible, but even the mere preservation of the Christian faith. If you and I have not yet acquired, say, meekness, purity of heart, and have not learned to pray correctly, then all is not lost for us. By doing all this, we can somehow grow spiritually, correcting our sinful deformities of the soul. But if at the same time we do not distance ourselves from the world, if we continue to live like everyone else, if we value and love what the godless majority values and loves, then in the spiritual sense we will not even reach the starting point. There can be no question of any of our virtues, of any spiritual acquisitions, until our way of life, our concepts and tastes have changed decisively. What does separation from the world mean for our conditions? This question was answered in their time and for their circle of listeners by almost all the Holy Fathers, ascetic teachers. We will listen more attentively to St. Theophan the Recluse, who was close to us in time, and addressed his sermons to ordinary parishioners. "There is a withdrawal from the world by the body - this is a withdrawal into the desert. But there is a withdrawal from the world without leaving the world, a departure from it by a way of life. The first is not appropriate for everyone and not everyone can do it; And the second is obligatory for everyone and must be fulfilled by everyone. And it is to this that St. Andrew invited us in his canon, when he advised us to withdraw into the wilderness by law. And so, give up the customs of the world and all your actions, take every step as the good law of the Gospel commands, and in the midst of the world you will live as in the wilderness. Between you and the world, this lawfulness will become like a wall, from behind which the world will be invisible. He will be in front of your eyes, but not for you. The world will have its own alternations of changes, and you will have your own rank and your own orders.

And so inscribe rules in everything for yourself and establish an order of life contrary to the customs of the world, and you will be outside the world in the world, as in the desert. Neither you will be seen in the world, nor the world in you. Thou shalt be a wilderness-dweller in the world" (Homily to Those Who Pray for Repentance and Communion, 45). Thus, we are required to change the order of life to the opposite of the customs of the world. A person who has sincerely come to Christ in our days rejects a whole series of unnecessary worldly acquaintances, habits, pleasures and amusements. Undoubtedly, on the eve of their conversion, he no longer loved them in his heart, otherwise his conversion itself would hardly have taken place. But these worldly bonds tend to enslave us, to entangle us with the help of habits, and we hold on to them, even if we do not love them. But the first grace of conversion gives us all the necessary strength to break away from these bonds more or less simply and painlessly, if only we ourselves want to.

We are in the world and the world is in us

The Apostle Paul teaches us by his example all the advantages of the world, such as: people's opinion, fame, wealth, connections, social origin and upbringing – for the sake of Christ, as he put it, to consider them as loss or, in Slavonic: to count them as umti (Phil. 3:8). Umety means rubbish, swept garbage. This is the correct assessment of the world's values and differences! And indeed, it is not so difficult to get rid of them, which the Apostle emphasizes when he uses this word: they are able. We must simply brush something off of our lives, like garbage swept with a broom. This applies to television, spectacles, dances, godless newspapers and the company of godless friends, to the acquisitiveness of things and the pursuit of a worldly career. All this, indeed, is garbage, which, we repeat, is relatively easy to part with. But, of course, only for the person who has experienced conversion to Christ and has touched the values of life of a higher order. It will be much more difficult to part with those passions that live in our heart and constantly give rise to worldly attachments in it. To expel from the heart the lust of the flesh, the lust of the eyes, and the pride of life, these "representatives of this world" in our hearts, is the work of a lifetime, which few people succeed in yet. Love of money, gluttony, idle curiosity, laziness, fornicatory thoughts will live in us for a long time after we turn off the TV and leave bad acquaintances. But do not think about overcoming these spiritual ailments until you have completed the first actions, until you have at least cleared the outer courtyard of your soul. The Apostle Paul reached the state when, as he put it, the world is crucified for me, and I for the world (Gal. 6:14). The generally accepted patristic explanation of these words is as follows. Mip is crucified for man, when he does not live in the world, and man is crucified for the world, when he no longer thinks, feels, and desires in the world, when nothing worldly is found in his soul. This is the limit to which one must strive in the renunciation of the world. Consciously believing Christians develop their own special way of life and circle of acquaintances, their own ways of life and topics for conversation. By the way, do you know what the word "freedom" means? It means "one's being", that is, a special way of life. Free from the world is not the one who arbitrarily tramples on the laws of social life, but the one whose way of life is dedicated to God. Overcome the attachment of the world by remembering your conversion. Do not lose in vain the great power of this first impulse of your faith. If you begin to fight temptation with such a reminder of the first grace you have received, if you begin to call on the Lord for help, you will receive grace by His mercy (John 1:16). You have probably heard the life of Mary of Egypt. When, after her conversion and repentance, she withdrew into the wilderness, it was not only the heavy sorrows of this solitary life that tormented her, but also a burning craving to return to the world, its feasts and fornications. But the nun steadfastly overcame these temptations. Don't you remember what exactly? - By remembering his conversion and vow given before the icon of the Mother of God in the narthex of the Jerusalem church, and, of course, by fervent prayer. Do the same. Ordinary youthful maximalism and less binding on public opinion than that of mature people will help you in this. Mip condemns us, this is not surprising, as the Apostle says, they are amazed that you do not participate with them in the same debauchery, and they slander you (1 Pet. 4:4), but nevertheless we will begin to live according to our own, Christian concepts, having only the most external, civil relations with the world, but not allowing it to reach our minds and hearts.