Prologue in the Teachings

(Слово Иоанна Златоустого, как подобает чтения святых книг послушать и с прилежанием чести и вниманием. Пролог Сент. 16)

Отчего это? братие, бывает, что мы, читая или слушая слово Божие или жития Святых, иногда от чтения или слушания их получаем мало для себя пользы? Оттого, что не знаешь, как приступать к чтению или слушанию оных и как читать или слушать их. Чтобы получить истинную пользу для души от слова Божия или от жития Святых, нужно знать, что делать перед тем, когда приступаем к чтению или слушанию их, и знать, как читать или слушать оныя. Тогда только и польза будет. Но вы, конечно, скажете: как же приступать в таком случае к чтению или слушанию их и как читать или слушать оныя? На это с удовольствием ответим вам; но, для вящего убеждения вас, не своими словами, а словами вселенского учителя, святого Златоуста.

Сказал блаженный Иоанн Златоуст: "когда ты сядешь для того, чтобы читать слова Божие, тогда прежде молись Богу, чтобы открыл твои очи сердечные. И это сделай для того, чтобы тебе не только прочитать написанное, но и исполнить оное, и слово Божие или жития Святых прочитать не в грех себе. Когда же начнешь читать, читай со всеусердием и многим прилежанием; а не проводи время в том, чтобы перевертывать только листы. И если есть тебе время, то не ленись, но дважды, трижды и много раз прочитай слова, чтобы тебе уразуметь силу их. Когда же вздумаешь читать или пожелаешь послушать кого другого читающего, то прежде помолись так и скажи: "Господи Иисусе Христе, открой мои очи сердечные, чтобы я, услышав слово Твое, уразумел оное и исполнил волю Твою. Не скрой от меня заповедей Твоих; но отверзи очи мои, чтобы я уразумел чудеса от закона Твоего. Скажи мне безвестное и тайное премудрости Твоей! На Тебя уповаю, Боже мой, и верую, что Ты просветишь ум мой и смысл светом разума Твоего и что тогда я не только прочту написанное, но и исполню оное. Соделай, чтобы я не в грех себе жития Святых и слово Твое прочитал, но во обновление, и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечной. Ибо Ты, Господи, просвещение лежащих во тьме, и от Тебя есть всякое даяние благое и всякий дар совершенный".

Читать же нужно, что также видели, без лености, а прилежно, с участием сердца, а не совсем понятное, для того, чтобы уразуметь оное, прочитать, и раз, и два, и три, и более. Вот когда так, как теперь указано, будете приступать к чтению или слушанию слова Божия или житий Святых; а вместе и будете соблюдать все прочитанное или прослушанное в них в мыслях, желаниях, словах и делах ваших, тогда несомненно и пользу получите для душ ваших, и чудеса от закона Господня уразумеете. Аминь.

Против лености

(Слово от Лимониса о Дорофее пустыннике. Пролог Сент. 16)

К вам, ленивые, будет слово наше. Отчего это.

Но хорошо ли это для вас? Нет, очень худо; ибо леность расслабляет и, мало того, даже убивает душу и тело и, как древние мудрецы сказали, есть мать всех пороков. Поэтому и должны вы леность без всяких отлагательств и, как можно скорее, бросить и честным трудом заняться. А для сего, с чего вы должны начать? С того, чтобы начать прежде всего учиться труду у Святых, из которых многие трудились при самых тяжких условиях день и ночь и потому всегда могут подать вам уроки спасительные. В виду сего у них и учитесь. А мы с своей стороны и первый урок вам сейчас дадим от них.

Про преподобного игумена Дорофея один из учеников его рассказывал следующее: "Труженик Дорофей был необыкновенный и житие проводил жестокое. Он шестьдесят лет прожил в пустыне и имел обыкновение каждый день в самый зной выходить из келлии, собирать камни и строить из них келлии для иноков, не умевших строить их. Однажды я сказал ему: "зачем ты, отче, при такой старости, мучишь тело свое, работая в нестерпимый зной?" Он отвечал мне: "затем я мучаю, чтобы оно меня не мучило". "Ел Преподобный один сухой хлеб и нечто из злаков, пил, и то умеренно, одну воду. И Бог мне свидетель, никогда я не видал, чтобы он прилег или уснул на рогожи или на постели; но всю ночь он сидел и плел корзины и тем добывал себе пропитание. И однажды, когда мне пришло на мысль: не при мне ли только он так живет, тогда я спросил лучших из учеников его о его жизни, и они сказали мне: "от юности он так живет и никогда он не уснул как люди, и когда пищу вкушал и тогда работал, а засыпал или лучше только дремал на самое лишь короткое время". Но вот когда однажды все мы стали умолять его, чтобы он хоть на малое время полежал на рогоже, он отвечал нам: "если когда умолите которого-нибудь из Ангелов Божьих, чтобы он уснул, тогда умолите и меня".

Итак, видите ли, при каких условиях и как трудились Святые? Ел Дорофей один только сухой хлеб, сна почти не имел, а работал день и ночь. Вам ли после сего жаловаться? Вам ли после сего говорить: что и из сил я выбился, и ничего я больше делать не могу, и здоровье мое расстроилось и т.п. Ведь все это говорит в вас враг вашего спасения, чтобы погубить вас; потому что нет для него ничего легче, как ленивого подчинить своей темной власти. Ибо так говорит Пимен Великий: "кто живет в небрежении и лености, того дьявол низлагает без всякого труда" (Чет.-Мин. Авг. 27). Поэтому сделайте усилие над собою, переломите себя, возьмитесь за труд; и тогда вы и врага вашего спасения отженете от себя, да и вообще великую пользу получите. Ибо тогда вы угодите Богу исполнением заповеди Его: шесть дней делай; исполните повеление Божие: в поте лица твоего снеси хлеб твой; тогда ничто худое не пойдет вам на ум; тогда вы собою прекрасный пример для подражания подадите вашим ближним; тогда и тело свое укрепите, и счастье и благоденствие и семьям вашим доставите. Аминь.

Неискусные не должны принимать на себя звания учителей и толковать слово Божие

(Из слов от Патерика о гневе и о покаянии)

Случается, что грамотные из вас, и особенно немалое время пожившие в городах и наслушавшиеся разных начетчиков, возвращаясь домой, принимают на себя звание учителей, собирают вокруг себя простецов, начинают читать им от Божественного, и слово Св. Писания толкуют, как только им вздумается, с полною уверенностью, что они делают доброе дело. Что читают они Божественное, это с их стороны подлинно доброе дело, а что толкуют они Божественный словеса по-своему, это добрым делом назвать нельзя, потому что часто от их произвольного толкования начинают ходить по миру суеверия, предрассудки и заблуждения, самые гибельные. Хуже же всего то, что когда подобным учителям станут доказывать, что то или другое место Писания растолковано ими не так, как должно, они в своем заблуждении почти никогда не сознаются и все будут думать, что они правы. Это упорство нередко доводит их до того, что они совсем отделяются от Церкви и становятся раскольниками, и, погибая сами, ведут за собой в погибель и многих других. Сознайся же они в своем заблуждении, Господь тотчас простил бы их, и Церковь сейчас же бы приняла их в свое общение.

Два инока, читая Евангелие, дошли в нем до места, которое имеет иносказательный смысл. Не долго думая, они истолковали это место по-своему, толкование приложили к жизни и впали в тяжкий грех, за который архиереем своим были отлучены от Церкви. Вместо раскаяния иноки стали роптать на него. "Мы поступили по Евангелию и ради царствия небесного, а он отлучил нас от Церкви; принесем жалобу архиепископу Иерусалима". Принесли; однако, и сей отлучил их. Иноки не раскаялись и пошли к архиепископу в Антиохию. Увы! и сей подтвердил отлучение. Что делать? Пошли в Рим. И тут не легче. "Отлучены вы до меня, отлучаю и я вас", сказал им архиепископ Римский. Надобно бы, кажется, после сего сознаться согрешившим, но нет. "Пристрастно все судили нас, сказали они, пойдем к Епифанию, архиепископу Кипрскому; он не смотрит на лица и праведно судит. Пошли, но и тут не успех. Епифаний не только не оправдал их, но даже и в город их не пустил. Тут только, наконец, к счастью, иноки сознали свое заблуждение. "Ну что мы оправдываемся, рассудили они, ведь не без правды же все нас отлучили. Согрешили мы!" - Что же? О, как велико милосердие Божие к кающимся грешникам! Едва сознали они свой грех, св. Епифанию уже возвестил Господь, что они прощены. Епифаний призвал их, объявил им прощение и принял в общение с Церковью.