Prologue in the Teachings
Итак, есть награда за терпение, есть смысл ради Господа терпеть и есть цель и терпеть до конца, потому что терпеливцы, слезами сеющие, радостью пожнут. За что и что пожнут? За смерть пожнут вечную жизнь; за скорби нескончаемую радость, за мрак темницы неизреченный свет в невечернем дни Царствия Христова, за страдания получат венцы, за узы вечную свободу. Так про этих терпеливцев Тайновидец говорит: и увидел я великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и народов... в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих... И я спросил: Кто сии? И получил ответ: это те, которые пришили от великой скорби: они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровью Агнца. За это они пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле, будет обитать в них... и отрет всякую слезу от очей их (Апок. 7, 9-17). Так вот какова награда за терпение!
Ввиду этого и будем, братие, терпеть все и терпеть непременно до конца; ибо сказано: не претерпевший сколько-нибудь, а претерпевший до конца, только тот спасен будет. Аминь.
Избранные рабы Божии иногда носят на себе и особенные знаки к ним милости Божией
(Слово о прозорливем Сергии, пустыннице. Прол. Мар. 15)
Излюбленные рабы Божии, предназначаемые Господом для высшего служения в Его церкви, носят в себе иногда не только особые духовные знаки Его к ним милостей, но и, для некоторых видимые, также особые предметы, указывающее на их будущее великое служение. Последнее мы докажем примером следующим.
В Прологе, на 15-й день марта, в церковном слове, пишется: "Монах Георгий Арменин рассказывал: "Авва Григорий, игумен Лавры Фараня, много раз просил меня, чтобы я свел его к Сергию пустыннику, жившему неподалеку от Мертвого моря. Я исполнил его желание и привел его однажды к старцу, который принял его очень любезно, принес воды и омыл ему ноги, целый день беседовал с ним о спасении души и только на другой день отпустил его. По уходе Григория, я сказал старцу: "Знаешь ли, отче, ведь ты вчера соблазнил меня?" "Чем?", - спросил старец. "Как же? Приводил я к тебе и епископов и пресвитеров, и ты ни одному из них никогда не омывал ног, а Григорию омыл. Что это значит?" - "Что ты мне говоришь, брате, не понимаю. Знаю же только то, что когда Григорий вошел в мою пещеру, я, Сергий, принял его, как патриарха, потому что увидел его опоясанным архиерейским омофором, и Евангелие было в руках его. Мы не зрим на лица, но проникаем в сердце человека, что Господь даровал нам" И что же? Через пять лет, Бог удостоил Григория быть патриархом Антиохийским. как Сергий предсказал о нем.
Так, братие, излюбленным рабам Своим, предназначаемым для высшего служения церкви, Господь подлинно являл великие знаки, указывавшее на великое и высокое их служение церкви. И пример Григория не единственный. Читайте житие святителя Николая и вы убедитесь в этом. Когда он был на первом вселенском соборе., он посрамил еретика Ария не только словом, но и делом, ударив в ланиту. Отцы Собора вознегодовали на это и постановили лишить его архиерейского сана. Но Сам Господь и Пресвятая Богородица одобрили его поступок и похвалили его ревность. Некоторым из отцов Собора было такое же видение, какого удостоился и сам Святитель еще прежде поставления своего на архиерейство. Они видели: с одной стороны Святителя стоит Сам Христос с Евангелием, а с другой Пресвятая Богородица с омофором и подают Святителю знаки его сана, которых он был лишен. Уразумев из сего, что дерзновение Святителя угодно было Богу, отцы Собора перестали упрекать Святителя и воздали ему честь, как великому угоднику Божию (Чет.-Мин. 6 дек.).
Что сказать еще: скажем: ихже бо предуведе, тех и предустави (Рим. 8, 29). И поскольку Бог предвидел, что одни хорошо будут пользоваться своею свободною волею, а другие худо: то посему одних предопределил к славе, а других осудил (Излож. веры Восточн. Патриархов, член 2). Аминь.
Не должно смущаться, когда видим, что грешники иногда в сей жизни благоденствуют, а праведники страдают
(Из слов св. Иоанна Златоустого: егоже, рече, любит Господь, того и наказует)
Скорбная на земли жизнь праведников и счастливая, по-видимому, иногда жизнь грешников часто наводят нас на размышление: за что же первые страдают, и за что последние благоденствуют? Ужели Господь не видит скорбей первых и их добродетелей, и не знает о грехах последних, и нет у Него для них наказания? Как же понимать после сего о правосудии Божием?
Вот что отвечает на сие св. Златоуст: "Если, говорит он, видишь грешника здоровым и богатым, то не дивись сему; ибо и он какое- нибудь малое добро сделал и потому получает за него здесь награду свою; там же, как и богач Евангельский, услышит оный глас: "чадо, помяни, яко благая приял еси в животе твоем" А когда видишь праведника принимающего беды и скорби, радуйся о нем; ибо ими он очищается здесь от грехов, а там к великой радости пойдет... И что смущаешься печальным житием святых? Помни, что те, которые терпят здесь ради Господа скорби, те в Небесном Царстве водворятся; а злые лихоимцы, воры и грабители, и клеветники, хотя здесь в обилии живут, зато там должны ждать себе вечную муку. Примером сему может служить тот же Евангельский богач, которому Авраам сказал: "ты, чадо, в живот благая твоя восприял еси, а Лазарь злая, и того ради здесь утешается, а ты страждешь в пламени сем." Слушайте, какие блага богатый принял: богатство, здоровье, роскошную пищу, власть, славу, многопочитание и от всех честь. А что же Лазарь? Не согрешил ли и он? Да, и он малые имел грехи. Но вот, когда богатый принимал земные блага за малое его добро, то в то же время и Лазарь терпел скорби за малые, его согрешения. И этого ради, по смерти, сей утешается, а тот страдает. Итак, братья, продолжает вселенский учитель, если видите праведника, принимающего здесь болезни и беды, радуйтесь за него; ибо, здесь очистившись от грехов, туда, к Богу чистым пойдет. И если беды ему умножаются, то вместе с ними умножается и награда. Так и праведный Иов, непорочно заповеди Божии соблюдший, сколько страстей и бед принял здесь! А для чего? Для того, чтобы там большую честь получить. Злые же пусть в здравии живут и бед не принимают, не завидуйте им, но плачьте о них, ибо меч судный готовится им. Так и Исав богател, живя скверно, а Иаков праведник многие скорби принял.
И счастливым может назваться только тот, кто до конца совершил свой подвиг".
Итак, вот для чего многие из святых здесь страдают и многие из злых благоденствуют! Первые, чтобы и от малых грехов очиститься и большую награду от Бога получит и, конечно, чтобы после земных скорбей еще сильнее восчувствовать сладость радостей небесных. А последние, хотя благоденствуют по долготерпению Божию, ожидающему от них покаяния, но горе им, если не покаются! На том свете воздано будет им по делам их. Да подлинно ли; они еще благоденствуют? О, какое уж тут может быть благоденствие, когда у человека и совесть нечистая, и меча Божия на свою голову он ежеминутно ждет, и мука вечная его ожидает! Нет, это только кажется нам, что есть счастье у нечестивых, а на самом деле его никогда нет, и грешник, как бы ни казалась нам счастливою жизнь его, на самом деле совершенно похож на больное, иссыхающее дерево, которое снаружи хотя иногда и зеленеет, а внутри все-таки червями точится и не нынче, так завтра срубается и во огнь вметается. Аминь.