Prologue in the Teachings

Св. Василий в слове о многоимении говорит: "Иже чуждого желает, то по малех днех по своем возрыдает; уне есть помалу к своему житию прилагати со утешением, нежели внезапу возвыситися чужим, и последи обнажитися обоих." Эта истина подтверждается примерами.

Когда пророк Елисей исцелил от проказы вельможу сирийского Неемана, то слуга Елисея Гиезий вздумал поживиться обманом у последнего: догнал Неемана, когда тот возвращался домой, и стал просить у него именем Пророка талант серебра и две одежды. Нееман, вместо одного таланта, дал даже два; по что же вышло? За алчность и обман Господь наказал Гиезия тем, что проказа Нееманова перешла на него, и он, возвратившись домой, побелел от проказы, как снег. Конечно, он все бы отдал, только бы избавиться от нее, но было уже поздно.

А то бывает и еще хуже. У одного благочестивого Израильтянина, по имени Навуфея, был виноградник. Ахаав, царь Израильский, позавидовал владельцу виноградника и, желая приобрести его, допустил злой жене своей Иезавели убить Навуфея и, после его смерти, завладел виноградником. Пророк Илия, обличая их за эту возмутительную неправду, грозил им казнью от Бога, и угроза его исполнилась. Ахаав, смертельно раненный в сражении с Сирийцами, был привезен в свою столицу Самарию мертвым; Иезавель была выброшена из окна, и все тело было оглодано собаками. Итак, правду св. отец сказал, что кто чуждого желает, тот может обнажиться обоих, т.е. и своего, и чужого имения лишиться; он даже может худшим поплатиться и во всяком случай наказания от Бога не избежит. В самом деле, не на наших ли глазах то и дело в прах рассыпаются дома, неправдою нажитые? Не часто ли мимо иного дома идя, приходится сказать: мимо идох, и се не бе. Да, худо жить чужим добром и здесь, а что будет за это по смерти? О, конечно, там еще хуже. "Мзда делателей, делавших нивы ваши, удержанная от них, вопиет и вопиения во уши Господа Саваофа внидоша" (Иак. 5, 4). "Горе умножающему не сущая ею! Горе лихоимствующим" (Аввак. 2, 6. 9). Аминь.

Нераскаянным грешникам

(Слово св. Иоанна Златоуста, еже не проповедати Божества неверным. Прол. Июня 4)

Что особенно ужасно в нашем отечестве, это то, что неверие, со времени забастовок, проникло и в среду простолюдинов, и ныне ничего нет удивительного встретить молодого крестьянина, который говорит: "Да ты видел Бога? Нет? Значит Его и нет. А Бога выдумали священники из-за своей корысти". Что же, братие, сказать про таких нечестивцев?

Господь сказал: не дадите святая псом, не помещите бисера пред свиньями. Слышите ли? Господь не просто сказал: "не мещите; но сказал не мещите пред свиньями. Значит, всех беззаконников и неверующих уподобил свиньям, потому что они недостойны слышания слова Божия. Это подтверждает и святый апостол Павел, говоря: плотяной человек не приемлет духовных, юродство бо ему есть. И Апостол повелевает не отворять им дверей, потому что они божественного и понять не могут. И как свинья не знает цены жемчугу, так и неверующие не знают, что такое святыня, и попирают ее, и против нее вооружаются. И хорошо сказано про них: "они лицемеры и учатся тому, как напускать на себя кротость перед людьми. А, научившись сему, поносят верующих, клевещут на них и смеются над ними, как над малыми детьми. Поэтому Апостол и пишет к Тимофею: "многие лестью приступают к Вере, и с ними ты будь осторожен; ибо они весьма противятся нашим словам" И еще говорит Писание: "Сыне, да не прельстят тебе мужи нечестивии; радуются бо тии о всех, ихже ненавидит Господь".

Сего ради жестока на них пагуба придет. И всяк, не спасенный от Господа, впадет в ню.

Выше, приведенные слова не наши, а святого Златоуста, и, как слышали, пагуба ждет неверующих. Какая пагуба? Та, что их ждет огнь неугасающий, идеже червь их не умирает и огнь не угасает (Мк. 9, 46). Где будет плач и скрежет зубом (Мф. 25, 30). Пусть же неверующие знают это и помнят, что придет время, когда Господь сотворит отмщение им... и они подвергнутся наказанию вечной погибели от лица Господня и от славы могущества Его (2 Сол. 1, 9). Аминь.

О наказании детей

(От книги Премудрости Соломоновой о наказании чад)

Обязанности родителей по отношению к детям многоразличны. Родители должны любить своих детей, питать их и заботиться о приличном их содержании, внушать им здравые понятия о православной вере, приучать к христианской жизни, удалять от худых сообществ, приучать ко всему доброму, служить для них добрым примером и, наконец, благоразумно наказывать их.

Наказывать детей? Что может быть труднее, тяжелее, мучительнее для сердца родительского? Как хотите, смотрите на это, братие, а наказание детей, в иных случаях, безусловно необходимо.

Вот и молодое деревцо режут, прививая к нему черенок доброго плода; подстригают у него ветки и окапывают корни. Но зато посмотрите, когда оно вырастет, насколько прекрасно оно и какие на нём прекрасные плоды! А вот в лесу дикая яблоня стоить не обрытая, не подстриженная, не привитая. Кругом нее полынь и бурьян; а отведаешь яблоко, и не рад будешь, так кисло, так горько оно. Поэтому и слово Божие, и св. отцы учат нас не оставлять детей без наказания. Премудрый сын Сирахов учит: "любяй сына своей участит ему раны, да возвеселится в последняя своя. Наказуяй сына своего насладится о нем и посреди, знаемых о нем похвалится" (Сир. 30, 1-2). И апостол Павел говорит: "всяко наказание в настоящее время не мнится радость быти, но печаль, последи же плод мирен наученым тем воздает правды" (Евр. 12, 11). Так и в Прологе, в слове от книги Премудрости о наказании чад читаем: "Внимайте, что сказано: наказывайте детей своих, пока они молоды. Если любишь сына своего, не щади жезла своего и наказывай его в юности, чтобы в старости твоей он покоил тебя. Если же в молодости не будешь наказывать его, то очень может быть, что он ожесточится и перестанет тебя слушаться. В книге Царств рассказывается: был первосвященник Израильский, именем Илий, смиренный и кроткий, усердный на всякое дело благое. Он имел двоих сыновей; но, видя их делающих зло, не наказывал их, не возбранял, но дал им полную свободу. Они и продолжали делать зло. Чем же кончилось? ИЛИЮ, отцу их, Бог сказал: "поскольку ты не наказывал сыновей твоих, ныне умрут они от меча, и ты сам, и весь дом твой погибнет ради сыновей твоих". Итак, смотрите: человек много лет священствовал во Израиле и Богоугодно жил; но поскольку о наказании детей своих не заботился, то и погиб. И если так наказал Господь Илия в Ветхом Завете, то какому же наказанию подвергнемся мы, живущие в законе новом и не учащие добру детей своих? О сем и св. Златоуст говорит так: "те, которые детей своих не наказывают и не учат целомудрию, те строже разбойников осудятся. Разбойник тело смерти предает, а нерадивый отец - душу".