Prologue in the Teachings

Некоторый инок, обиженный одним из братии, пришел к преподобному Сисою Фивеянину и сказал: "меня такой-то брат страшно оскорбил; уж и я отомщу ему!" Старец стал уговаривать его и сказал: "сын мой, предоставь все Богу; Он Сам отомстит за тебя". Но инок не слушал и продолжал: "нет, не оставлю его, пока не отомщу ему". Тогда Преподобный, чтобы вразумить гневливого, прибегнул к следующему средству, - он сказал негодующему: "погоди, брат, сначала помолимся Богу". Стали на молитву, и Сисой начал ее так: "Боже, уже мы более на Тебя не надеемся; Ты не пекись о нас, не мсти за нас, за себя мы сами мстим". Услышав это, негодующий инок тотчас же пришел в себя, пал к ногам старца и воскликнул: "нет, отче, я отсели не буду сердиться на брата и сейчас же прощу его". Тогда старец сказал: "верь мне, сын мой, что всякий, терпеливо сносящий обиды, без труда спасется, а кто гневается на ближнего, тот все свои добродетели губит и делается рабом дьявола".

Наставление прекрасное! В самом деле, братие, чем лучше вразумлять гневающихся, как не тем внушением, что есть над всеми нами Бог всеведущий и правосудный, что Он видит и знает, кто и за что обидел нас, и Сам Своим праведным судом лучше нас рассудит нас с оскорбившими нас. Притом, если уже мы знаем, - что есть над нами всеведущий и правосудный Судия, то не значит ли, мстя другим, восхищать право Божие и оскорблять Бога? Конечно, так. Поэтому, если когда придется вам говорить с негодующими на братии своих, внушайте им мысли подобные указанным, а вместе пожалуй, при случае, и вполне поступите так, как поступил преподобный Сисой, вразумляя брата гневавшегося. Аминь.

Для получения от Бога прощения грехов необходимо иметь сокрушение сердца и вполне сознаваться в своих грехах

(Слово о некоем старце духовном, иже многи нам повести о спасении списа)

Чтобы получить на исповеди прощение грехов, от кающегося требуется: вера в Бога, надежда на Его милосердие, намерение исправить свою жизнь, также сокрушение сердца и полное чистосердечное исповедание всех своих грехов, без исключения. Что два последние свойства истинного покаяния приятны Богу и что они подлинно даруют кающемуся прощение грехов, видно из следующего:

Некогда один святый старец, спасавшийся на горе Олимпе, беседовал с братьями о спасении души. Во время беседы, к старцу подошел один простолюдин, поклонился ему и молча остановился. Старец спросил: "что тебе нужно?" Простолюдин сказал: "да пришел к твоей святыне исповедать грехи свои, честный отче". Старец сказал: "говори пред всеми, не стыдись". Тогда простолюдин начал в присутствии всех исповедывать грехи свои, из которых некоторые столь были тяжки, что неудобно и передавать их. Когда он все рассказал со слезами, то поник долу и стоял унылый с сокрушенным сердцем. Старец же, после его исповеди, долго размышлял о чем-то и, наконец, сказал: "хочешь ли принять иноческий образ?" "Ей, отче, - отвечал простолюдин, - желаю, и даже захватил сюда необходимые при пострижении одежды". После сего старец преподал ему несколько наставлений, облек его в ангельский образ и, отпуская, сказал: "иди, чадо, с миром и больше к тому не согрешай". Он же, поклонившись до земли, ушел, славя Бога. Монахи всему этому удивились и сказали старцу: "что это значит, отче? Сколько тяжких грехов сейчас мы слышали от него, и ты не дал ему никакого послушания, не наложил на него ни малейшей епитимьи?" "О, любезные дети, - сказал старец, - неужели вы не видели, что когда сей исповедывал свои грехи, близ него стоял страшный муж, лице которого блистало как молния и одежды которого были белы как снег, и он держал в руках хартию грехов каявшегося, и когда простолюдин высказывал мне грехи пред всеми вами, он постепенно из хартии изглаживал их? И если таким образом простил его Бог, то как же я - то после сего смею давать ему какую бы то ни было епитимью?" Сие слышав, монахи ужаснулись и возблагодарили Господа нашего Иисуса Христа, и благость и человеколюбие Его возвеличили и разошлись, дивясь о преславных делах Бога нашего.

Вот, братие, наглядный пример того, как полезно для нашей души откровенное исповедание своих грехов, с должным смирением и со слезами. Поэтому и вы не стыдитесь при исповеди показывать себя величайшими грешниками; не стыдитесь, что люди увидят ваше сокрушение грехах, ваши сердечные слезы, ибо они, суть целительный бальзам на раны греховные; не удерживайте в душе болезненных вздохов, ибо с этими вздохами оставляют вас грехи. А вместе с тем приступайте к исповеди с чистосердечным раскаянием, открывая духовному отцу свои грехи без всякой утайки, как сами сознаете их в вашей совести, поставляя себя пред всевидящим оком Божьим. Помните всегда о последнем суде, чтобы и готовиться к исповеди достойно, и раскрывать свои греховные немощи и тяжкие недуги пред духовным отцом, как пред Господом Богом, Который в последний день будет судить живых и мертвых и всем воздаст по делам. Аминь.

Одна из причин, по которой мы наживаем себе врагов

(Слово св. Варсонофия, яко подобает претерпети всякому брату, без чина ходящему)

Главнейшая из причин, по которой мы наживаем себе врагов, есть наше самолюбие. Оскорбил нас ближний, не уживается с нами, - мы только и слагаем всю вину на него; а рассудить хладнокровно о враге или на самих себе оглянуться, нам и в голову не приходит. "Он делает мне зло, он худой человек; с ним невозможно ужиться", обыкновенно говорим мы про врага; а помыслить о том, что, может быть, и в нас кроется причина тому, что человек сделался нам недругом, или рассудить, что и в нас самих, может быть, даже несравненно больше зла, чем в нашем враге, или, что мы, как христиане, должны прощать друг друга, - до этого нам и дела нет. Оттого мы и не избавляемся от врагов, а напротив умножаем их.

Один инок спросил Великого Варсонофия: "отче, брат все наперекор мне делает; для меня это не выносимо; как мне быть?" "Брат Андрей, - отвечал ему старец, - дивлюсь твоему неразумию. Неужели ты забыл, что у дьявола только и заботы, как бы искусить кого? Помни, что мы, как не можем осуждать тех, которые падают в грехи, так равно не можем обвинять и возмущенных против нас дьяволом. Но при этом знай, что и сам ты не чужд козней сатаны, потому что про себя ничего худого не говоришь, а только жестоко отзываешься о ближнем. Что брат сделал против тебя, ты рассказал, а о своих грехах умолчал. Ты бы прежде должен подумать о смирении, и себя вменить ни во что, а не рассуждать о том, кто должен быть выше и кто ниже. Если ты считаешь себя совершенным в монашестве и лучшим из правящих службу на клиросе, то тут-то тебе и нужно бы, как сильному, поддержать слабого и показать свое смирение пред худшим тебя. Чаще нужно приводить себе на память Лазаря и то, сколько он терпел без ропота, с покорностью воле Божией".

Поэтому, как в отношении и ко всем, а тем паче к врагам нашим, мы должны быть рассудительны.

Наипаче же будем помнить заповедь Господа и обещание милости за прощение оскорблений и обид ближним нашим, со всем усердием стараться побуждать благим злое, а не быть побуждаемыми злом. Будем молиться за своих врагов, чтобы милосердый Бог Своей благодатью научил их миролюбию и отвел от пути греха. Аминь.

Утверждать себя в вере в Бога можно через рассматривание сотворенных от Бога вещей