Prologue in the Teachings

О помощи больным

(Слово, яко добро присещати болящия. Прол. Июня 27)

Пятое дело милости телесной есть то, чтобы посетить больного, послужить ему и помочь его выздоровлению или христианскому приготовлению к смерти. Насколько эта добродетель имеет высокую цену в очах Божиих видно из того, что на Страшном суде Господь относит ее к Самому Себе и говорит больным помогающим: болен бых, и посетисте Мене. Поэтому, братие, не оставляйте и сего дела милосердия, и Господь наградит вас.

Не ленитесь, говорит слово церковное, навещать больных Господа ради: это дело милосердия есть равно милостыне. Слышите Господа, говорящаго: болен бых, и посетисте Мене. А если кто будет глух к мольбам больного, того молитвы не услышит Господь. Кто же посетит его, тот великую награду от Господа получит, и возлюбит его Бог. Но скажешь: "я нищий не могу ничего принести ему?" В таком случай принеси больному самого себя, то есть явись к нему со словом утешения. С тебя и того довольно будет. И тогда, в страшный день суда, ты услышишь от Господа: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царство: яко болен бых, и посетисте Мене.

Так вот, повторяем, не забывайте и сего дела милосердия, и Господь наградит вас. Окажите больному услугу, какую кто может: утешьте его в его скорби, помогите в нужде, дайте совет к уврачеванию тела и души; трудно больного постарайтесь приготовить к христианской кончине, внушая ему искреннее раскаяние в грехах, упование на беспредельную благость и человеколюбие Божие, и расположите его к благоговейному принятию Святых Таин и таинства Елеосвящения. Аминь.

О страннолюбии

(Слово о страннолюбии)

Некоторые из христиан дают благочестивые обеты посетить то или другое из св. мест и для этого многим из них приходится часто отправляться в дальний и трудный путь. Так, например, целые сотни тысяч православных странников, особенно летом, направляются в ту или другую святую обитель. Подвиг таковых - подвиг трудный. Каково, например, приходится бедному богомольцу целые месяцы терпеть днем жар и зной, вечером же крепко задуматься о том, где ночевать и пустит ли кто его в дом, чтобы успокоить ему хотя на несколько часов свои изнемогшие члены! И об этих людях, братие, мы подумать должны, ибо часто грешим против них много. Стучится под окном бедный странник, просится ночевать; говорим "проходи, любезный, дальше, у меня нет места". И идет изнемогший от тяжкого дневного пути бедняк от одной избы к другой, и где-то найдется добрый человек и пустит его. Так быть не должно; страннолюбие есть одно из великих дел милости телесной, которое Господь относит к Себе; на суде Он скажет страннолюбцам: "странен бых, и введосте Мене" и объявит их наследниками Царствия Небесного.

В церковном поучении в Прологе о страннолюбии говорится следующее: "Не укоряйте странных и пришельцев, но принимайте их в дом свой. Вспоминайте Господа Иисуса Христа, сделавшегося странным нас ради и не стыдитесь омывать ноги странников, чтобы иначе не лишиться награды праведных. Вы знаете, что сделал Авраам, когда он сидел под сенью дуба Мамврийского в полдень и увидал трех мужей, мимо него шедших. Он, вставши, вышел в сретение их и поклонился им до земли, говоря: "Господи, если я обрел благодать пред Тобою, не пройди мимо раба Твоего. Я принесу воды и умою ноги ваши и принесу хлеб, и есть будете и затем пойдете путем своим". Что же было ему за страннолюбие? Он был наречен другом Божьим, потом услыхал, что Сарра родит ему сына, и он будет отцом множества. Также и Лот упросил двоих странников ночевать у него, и за то они (Ангелы), извели его из Содома, чтобы не погиб с беззаконниками. Также и Товия, будучи слепым, принял Ангела в образе странника, и сей даровал ему зрение. Этому же учит нас и Господь, говоря: приемляй пророка во имя пророче, мзду пророчу приимет, и приемляй праведника во имя праведниче, мзду праведничу приимет. Посему, братие странников любите и общниками их своей трапезы делайте, чтобы и вам услыхать Господа глаголющего: "понеже сотвористе единому от сих меньших братий Моих, Мне сотвористе... и Аз вам подам жизнь вечную".

Итак, братья, не забывайте и сего дела милосердия. Вы упокоите странного временно; Господь за это даст вам покой вечный. Вы на время введете бесприютного в дом свой, а Господь за это введет вас в вечные кровы. И как счастливы будете вы, когда услышите вожделенный оный глас: странен бых и введосте Мене (Мф. 25, 35). "Приидите, благословеннии Отца Моею, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира" (Мф. 25, 34). Аминь.

О почитании родителей

(Слово, како подобает чтити отца и матерь)

Нынешнее слово наше к вам будет, дети, имеющие в живых родителей. Хотите ли быть счастливы? Желаете ли, чтобы благословение Божие почивало на вас? Если желаете, то почитайте и повинуйтесь своим родителям. Это почтение и повиновение им привлечет на вас благословение Божие, а с ним вместе и счастье и спасение даст.

"Почитающий отца, - говорит в Прологе слово церковное, - очистит грехи свои, и обогатится тот, кто чтит матерь свою. Почитающий отца и о своих детях возвеселится, и в день молитвы своей услышан будет. И еще: прославляющей отца долголетен будет, и кто слушает Господа, тот чтит и матерь свою". Так говорит и Премудрый: "почитай отца твоего, и найдет на тебя благословение от него. Благословение отчее утверждает дома чад. Чадо, заступи в старости отца твоего и не оскорби его при жизни его. И если бы даже он сделал что безрассудное, не укори его и не упрекай. Молитва отца сильна бывает и прощение грехов испросит тебе и в день скорби утешит тебя. Как при тепле лед, так и грехи твои растают".