Prologue in the Teachings

И поверьте, что слово Божие непременно произведет на ваше сердце такое благодатное действие, если только будете читать или слушать его с усердием, надлежащим вниманием и готовностью ему последовать. Его благодатный свет всегда светит и всех озаряет в православной Христовой Церкви. Не закрывайте же перед этим светом своих очей. Читайте слово Божие с верою и простым и откровенным сердцем, и спасение ваше будет несомненно. Аминь, аминь глаголю вам, - говорит Господь, - яко слушаяй словесе Моего, и веруяй Пославшему Мя, имать живот вечный: и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот (Ин. 5, 24). Аминь.

Чем должно предотвращать всенародные бедствия

(Память святого и блаженного Христа ради юродивого Прокопия, Устюжского чудотворца)

Иногда в наказание за наши грехи, а больше для нашего вразумления, исправления и обращения к Себе - Господь попускает на нас бедствия не только частные, но и общественные: напр., бездождие, безведрие, град, - все это происходит от руки Божией частью карающей, а вящше вразумляющей нас. И вы, конечно, согласитесь, братие, что в подобных случаях надежда на человеческую помощь суетна и никакие человеческие усилия не в состоянии отвратить такого рода бедствия. Что же остается делать при наступлении оных? Как вести себя? Чем отвращать их?

В житии Христа ради юродивого блаженного Прокопия, Устюжского чудотворца, между прочим, пишется следующее: "Некогда, за грехи восхотел Бог истребить город Устюг градом и молнией. Прокопию об этом открыто было, и он, придя в церковь, причту и народу поведал об этом и говорил так: "покайтесь, братие, в своих грехах, чтобы получить от Бога милость. Если же не покаетесь, все погибнете от огня и града". Люди не поверили ему и рассуждали: человек этот юрод и разумно никогда не говорит: зачем его слушать? Святый же не переставал увещевать их: "бдите, братие, и молитесь, да не внидете в напасть!" восклицал он. На третий день, вышедши из храма, он уже пошел по всему городу и со многими слезами всех убеждал, чтобы позаботились отвратить грядущий гнев Божий. Жители и тут не послушали его. Тогда он, ушедши на свое обычное место пребывания - паперть церкви Пресвятой Богородицы, начал со многими слезами умолять Бога за город и людей. Через неделю после этого, в полдень, вдруг внезапно нашло на город необыкновенное облако и днем сделалось темно, как ночью. Видя это страшное явление, люди, недоумевая, восклицали: что же это такое хочет быть? И вот, с четырех сторон облекли город грозные тучи, беспрестанно стала бороздить небо молния, раздались такие ужасные раскаты грома, что даже земля всколебалась, и воздух сделался удушлив до крайности. Тут только народ и вспомнил слово Прокопия о грозящей погибели городу и тотчас же все бросились в соборную, Пресвятой Богородицы, церковь и со слезами стали просить Господа о помиловании. Вместе же с народом пришел и блаженный и, падши пред иконою Пресвятой Богородицы, также молился со слезами. Молитва о помиловании была услышана. Во время всенародного молебствия от иконы Владычицы истекло миро, воздух тотчас переменился, тучи отошли на необитаемые места, и там выпал из них над лесом такой необычайный град, что был подобен камню и сокрушил даже деревья, а молния попалила их. От людей же никто не пострадал, и даже остался невредимым и домашний скот"

Итак, плач о грехах, чистосердечное в них раскаяние и молитва о помиловании - вот первые средства для отвращения грозящих бедствий общественных. И доказательство на сие в примере Устюжан еще не единственное. Подобным им средством и Ниневитяне отвратили определение Божие о разрушении их города и когда покаялись, то увидел Бог, сказано, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них - и не навел (Ион. 3, 10). Впрочем, если вы, братие, знаете, что общественные бедствия суть следствия наших грехов, то не всего ли лучше отвращать их тем, чтобы избегать грехов? Конечно, так. Тогда и одна святая жизнь ваша предотвратит бедствия и вам к раскаянью прибегать не нужно будет. Аминь.

Труды житейские тогда на пользу нам бывают, когда мы на оные испрашиваем благословение Божие

(Слово о двою соседу, яко добро ходити в церковь и молитися)

Много между нами богатых, много и бедных, и это неудивительно; но вот что замечания достойно: иной всю жизнь свою трудится, - работает, мучится день и ночь, а все у него и работа не спорится и, при всех усилиях, он из нужды выбиться не может; а другой и меньше его знает по работе и меньше трудится, а все и больше добывает его, и счастье и довольство так и текут к нему. - Отчего это? Да, в некоторых случаях, конечно и понять это трудно; но в иных дело просто объясняется.

Два клирика, бывшие соседями, добывали себе хлеб насущный шитьем одежд. Один из них имел много детей, жену; содержал кроме них отца и мать и имел обыкновение каждый день ходить в церковь. Этот без нужды, с помощью Божьею, прокармливал свою многочисленную семью. Сосед же его несравненно лучше знал свое ремесло, в церковь не ходил, а работал даже и в праздники; но и одного себя прокормить не мог. Этот последний и позавидовал первому, и раз с гневом сказал ему: откуда и как богатеешь ты? Я несравненно больше тружусь тебя, а все-таки обнищал. Отчего так? Первый и говорит ему: я оттого богатею, что каждый день хожу в церковь и на пути в нее нахожу потерянное на дороге золото. И если хочешь со мною постоянно ходить в церковь, то, пожалуй, я согласен находимое золото, делить с тобою пополам" Бедный клирик поверил и также стал ежедневно посещать церковь. Что же? Хотя он никогда, никакого золота на дороге и не находил, но тоже вскоре приобрел достаток. Тогда первый сказал ему: "видишь ли, брат, сколько хождение в церковь принесло пользы и душе твоей и тебя как обогатило? Но поверь мне, что и я не ради золота, которого никогда не находил на пути, посещал церковь, а посещал потому, что веровал словам Господним: ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам, и они оправдались на мне. А если я и сказал тебе о находимом мною золоте, то и в этом, как видишь, не погрешил, ибо подлинно, чрез хождение в церковь, оба мы: и ты, и я, приобрели все нужное нам".

Этот пример во многих случаях объяснит нам причину того, что одни и много трудятся, но никак не выбьются из нужды, а другие и при меньшем труде благоденствуют. Первые надеются на свои силы, а последние на Бога; первые без благословения Божия трудятся, а эти каждый день за правило считают испрашивать оное. Да, справедливо говорит слово Божие: аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии; аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий (Пс. 126, 1-2). И учит наоборот, что любящим Бога вся постешествуют во благое (Римл. 8, 28). Значит, и нужно понять из сего, как важна и необходима помощь Божия в наших трудах, и всегда молитвою испрашивать ее. Истина известная: когда кого Бог благословит, все у того хорошо будет; не благословит, сколько ты ни трудись, сколько ни работай, только себя изгубишь, а пользы не получишь. Аминь.

Против гордости

(Слово о величавых и возносящихся)

Известно, что от гордости погиб и высший из ангелов Денница со своими клевретами, а равно и то, что гордость была причиною падения и наших прародителей. Соблазнили последних слова дьявола: будете яко бози (Быт. 3, 5) и вот из-за гордости и непослушание Богу явилось, и заповедь Божия нарушена, и осуждение за грех на смерть, и изгнание из рая последовали. Примеры эти, как доказательства того, что гордость есть величайшее зло, казалось бы убедительны; но, к сожалению, далеко не все ими пользуются. Много еще и теперь можно встретить людей со спесью на лице, с гордостью в сердце. Много и теперь есть мечтающих: на небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой... взыду выше облак, буду подобен Вышнему (Ис. 14, 13-14). Жалкое заблуждение! ибо горе, говорит Исаия, тем, иже мудри в себе самих и пред собою разумны (Ис. 5, 21). И поистине горе им! Ибо Бог им противится и людям часто они бывают несносны и жалки в себе самих. Устоит ли, например, гордый в несчастии? Никогда. Да, горе им! Мерзок, говорит слово церковное о величавых и возносящихся, мерзок пред Богом и людьми всякий возносящийся. Начало человеческого греха есть гордыня, и держащийся ее мерзок всем и в конце совершенно отпадает от Бога. Сердце гордого не имеет умиления. О, убогий человек, ради чего возносишься? ведь ты земля и пепел. И что безумнее гордого? Возносящегося и величающегося ничему более и уподобить нельзя как мыльному пузырю. О, гордый, познай свое заблуждение ведь ты смертен, а мечтаешь о себе, что как будто бы вечно будешь жить. Высоко подобно орлу мыслию паришь: но Господь говорит, что и оттуда тебя свергнет, ибо Он гордым противится, и очи величавых смирит и воздаст воздаяние гордым. Тогда только они и раскаются, и скажут: какую же пользу принесло нам величание наше? И что богатство с гордостью помогли нам? - Прешли они как тень, а мы вечной муке предаемся. Не правда ли же, братие, что гордым по истине горе? Быть противным Богу, быть мерзким людям, быть жалким в самом себе, что может быть ужаснее положения подобного? Пусть же гордые смирятся этим и в заключение послушают, что говорит им святитель Тихон: "Чем блуждать тебе, - учит он, - по чуждым тебе высотам и смотреть с презрением на других, смотри лучше долу, чаще обращайся к родной земле, которую попираешь; ибо ты сам земля и в землю пойдешь (Быт. 3, 19), - и твой прах будет попираем. Твоему взору предлежат места смертного покоя, это кладбища; распознай же, где здесь лежит царь и где воин, где славный и не славный, богатый и нищий, сильный и немощный, благородный и простой, ученый и некнижный, - распознай и вместе хвались здесь своим благородством, превозносись своим разумом, величайся красотою, богатством, честью, исчисляй пройденные тобою классы и полученные знаки отличая... - О, бедное ты создание! бедное как по началу жизни, так по продолжению и концу ее! (Воскр. Чт. 1840 г. № 30, стр. 269). Аминь.