Послания. Книга III

И что случилось? Отлетел он от материнских глаз, отсечен от доброго корня, и не пред глазами последовала смерть его, когда провожающие своих близких получают утешение, как от последних слов умирающего, так и от благочестивого погребения. А теперь, между прочим, мы лишены и этого утешения, так как эта добрая ветвь отсечена воинским мечом.

О, плачевное событие! О, неутешное горе! Недоумевает ум, помышляя о несчастии, где и как это случилось, какую часть тела поразила убийственная рука, на каком месте упавши, он испустил дух, и скоро ли, от одного ли удара, сказавши ли что-нибудь? О, какое зрелище! О, какой час! Отправили мы сокровище с доброю надеждою и получили неутешную скорбь.

Но кто, горько оплакивая это бедствие, мог бы сказать что-нибудь достойное? Может быть, для тебя и солнце не радостно, и воздух печален, и море не приятно, и земля не вожделенна, и небо несносно, не заключая в себе твоей умственной звезды. Это и еще многое другое терзает твою душу, теснит сердце, исторгает горячие слезы, извлекает вопли и вызывает недоумение относительно самой жизни, вселяет отвращение к ней.

Но ободрись, госпожа, ободрись; время утешиться; отверзи слух свой и выслушай божественные изречения: человек - что трава, дни его, как полевой цветок, так и он отцветает (Пс.102:15). Какой человек поживет и не увидит смерти (Пс.88:49)? Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним (1Фес.4:14). Итак, мы не совсем потеряли сына, но спустя немного, когда затрубит последняя труба, он восстанет в сретение Господу на воздухе (1Фес.4:17), и там мы увидим его.

Он здесь поражен смертным ударом, но там не испытает вечной скорби, как облекшийся во Христа в Крещении, содержавший православную веру и еще не насытившийся здешними приятностями, вкусив их как бы концом перста по юности своей. Поэтому мы веруем, что за такую преждевременную и несправедливую смерть он получит прощение сделанных им, как человеком, проступков и прегрешений.

Сколько зол, госпожа, он бы перенес, оставаясь во плоти? Разве ты не думаешь, что здешняя жизнь есть испытание человеку? Супруга, дети, изобилие рабов и прочего необходимого для жизни, к тому же, и земная слава - вот что предстояло ему. Избавившись от всего этого и лишь немного омочив душу горькими волнами жизни, он будет иметь великую свободу души, соединившись с Богом.

Таким образом, госпожа, отстрани, оставь неутешную скорбь, положи надлежащий предел страданию: принеси Богу жертву хвалы, исповедания (Пс.49:14). Скажи с блаженным Иовом: Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось (Иов.1:21); повтори слова Давида: возвратись, душа моя, в покой твой (Пс.114:6). Ибо смерть сына - душа твоя. На вдовство же свое взирая, восклицай: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек (Пс.117:6).

Так настраивая себя, ты, во-первых, благоугодишь Богу, как бы добровольно принося сына в жертву, подобно Аврааму, потом и самому любезнейшему сыну доставишь величайшее благо, когда он будет видеть, что ты переносишь это с благодарностью. Этим ты и всем другим представишь пример доброго терпения во Христе Иисусе, Господе нашем, Которого молим, чтобы Он, коснувшись сердца твоего милостию и щедротами (Пс.102:4), произвел в тебе свет утешения и даровал тебе мирную жизнь, а по окончании здесь богоугодной жизни сподобил тебя свидания с сыном твоим и вечного с ним веселия.

Послание 17(205). К братству пелекитскому

Прискорбно случившееся с вами, почтенные братия и отцы. Ибо не прискорбно ли, что вы лишились своего пастыря и стали как бы осиротевшим стадом, и притом в такие дни, когда свирепые волки нападают на стадо Христово и стараются уловить души?

Впрочем, так как случившееся - от Бога, и Им взят пастырь ваш в такое время, в какое признал это полезным для всех Господь, всем управляющий премудростью Своею, то надобно благодарить, а не роптать. Он Сам дал, Сам и взял, и как угодно было Господу, так и сделалось (Иов.1:21).

Что же нужно делать? Обратитесь теперь к самим себе, и так как вы решили избрать пастырем господина Сергия, благочестивейшего брата нашего, - если нет какого-нибудь сомнения относительно господина Макария, духовного отца нашего, - то продолжайте под его руководством и управлением путь к спасительному благоустройству своему и к совершению богоугодной жизни. Да поможет вам Господь избежать бури еретических дуновений и войти в пристань спасения, чтобы не хулилось через вас имя Божие, а прославлялось, как и прежде, процветающей чистотой вашей жизни.

Ты же, возлюбленный брат, не несправедливо поступил, если уже так все сложилось, сошедши с вершины скалы и приняв управление братиями. Так и Господь наш Иисус Христос, снизошедши, совершил таинство Домостроительства ко спасению вселенной. Стой же, как ты рассудил и как рассудили братия, до дня назначения священного архиерея нашего, и тогда будет сделано, что следует, сообразно с законами и правилами. А пока не наступило желаемое время, управляй братиями и руководи их в Господе, памятуя, что тебе предстоит дать отчет о душах их и вместе получить награду за них. Ибо чем более бремя настоятельства, тем более и награда.

Только имей очи, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, сердце бодрственное и ищущее Бога, настроение пастырское, слово учительное, нрав благопристойный, стояние и хождение благочинное; слово твое пусть вполне соблюдается и управляется разумом. И блажен ты, совершая дело апостольское. Ибо и Господь указал на это, как на преимущественный признак любви к Нему, вручив верховному апостолу Петру жезл пастырский: Симон, - сказал Он, - любишь ли ты Меня больше, нежели они? Паси овец Моих (Ин.21:15)!