Православная антропология

Это значение хотя и антропологическое, но не субстанциональное.

Суд.5:18: Завулон - народ, обрекший душу свою на смерть

Деян.4:32: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа.

Оба эти высказывания относятся к некоей общности, единству, в первом случае - кровному, во втором - к духовному. Такое единство - вещь очевидная, но душою в собственном смысле, конечно, не считается. Душа как тварная, духовная сущность может быть только у человека, а не у народа.

Впрочем, такое осмысление в Библии весьма редко встречается.

5.1.8. Душа Господня

Это значение можно отнести к метафорическим антропоцентризмам, так же, как и многочисленные предикаты, описывающие действия Божии терминами, трактующими человеческие поступки. Метафоры "душа Господня", "Моя душа" можно понимать, как выражение отношений между Господом и человеком, как оценочное отношение к человеку.

Ис.1:14: ...праздники ваши ненавидит душа Моя.

Притяжательное местоимение "Моя" с большой буквы указывает на принадлежность Господу Богу.

Иер.5:9: ...не отмстит ли душа Моя такому народу...;

6:8: Вразумись, Иерусалим, чтобы душа Моя не удалилась от тебя.

Подобное см. в Иер.9:9; 12:7; 14:19; 15:1; Мф.12:18.

Такое понимание души несубстанционально и не есть тварная сущность, но любовь Божия.

5.1.9. Душа Христова

В отличие от предыдущего этот смысл вполне конкретный. Христос есть совершенный человек и совершенный Бог и, согласно халкидонскому догмату, имеет душу человеческую, тварную сущность. Поэтому там, где речь идет о душе Богочеловека, Христа, душа - не метафора, а конкретное антропологическое понятие. Ему присущи те же значения, нами уже рассмотренные, что и "душе человека". Такие места (стихи) встречаются и в Ветхом Завете как пророчества, и в Новом Завете:

Ис.53:10: ...когда же душа Его принесет жертву умилостивления...

53:11: На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством.

Подобно же Ис.53:12; Мф.12:18; 20:28; 26:38; Мк.10:45; 14:34; Ин.12:27; 13:16; Ев.10:38.

Таким представляется понятие "душа" в Священном Писании: здесь не только основные, антропологические, значения, но и второстепенные, метафорические и переносные.

5.2. Определения понятия "душа"

Можно уверенно говорить, что святоотеческая антропология в основном и главном продолжает библейскую традицию. Однако учение о человеке становится более духовно-душевным, все основные узлы антропологии переносятся внутрь человека. Потому и учение о душе разрастается вширь и вглубь. Душе уделяется гораздо более внимания. Сама она понимается как сложное царство, как "град внутреннего человека".