Православная антропология

140. catech. (Огласительные слова) 4. 21 (L 1544).

141. Максим Исповедник, преподобный. Творения, кн.1, С.216,217.

142. hom. (Беседы) 9.6 (М. 31.344 В).

143. d.n. (О божественных именах) 4.24 (М. 3.725D-728A).

144. Там же 4.30 (М. 3.732А).

145. hom. in Jer. (Беседы на кн. Иеремии) 6.2 (GCS vol.3,1901 p.49.14; М. 13.325D).

146. princ. (О началах) 3.1.14 (GCS vol. 22, 1913 р.219.4; М. 11.276А).

147. Jo. (Толкование на Евангелие от Иоанна) 13.61 (GCS vol.10,1903 p.293.13; М. 14.516С).

148. ог.37 (Слово 37-е) 3 ( М. 36.308В).

149. hom. in Eph. (Беседы на Послание к Ефесянам) 18.3 (М. 62.124).

150. Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы. С.7,8.

151. Мефодий Патарский, священномученик. Творения. С.269.

152. orat. (Слово к эллинам) 15 (М. 6.837А).

153. haer. (Пять книг о баснословии еретиков) 5.9 (М. 83.480В).

154. anim. (О душе и ее действии) (М. 91.357С).

155. Творения. Кн.1. С.161.

156. Григорий Палама, святитель. Беседы (Омилии). Ч.1. С.92.

157. str.(Cтpоматы) 6.8 (GCS vol.15,1906 p.466.13; М. 9.289С).

158. hom. (Беседы) 3.7 (М. 31.213С).

159. const. (Подвижнические уставы) 2.2 (М. 31.1340D).

160. myst. (Мистагогия) 5 (М. 91.673С).

161. paed. (Педагог) 3.1 (GCS 1 vol.12, 1905 p.236.4; М. 8.556А).

162. temp. (Сотницы о воздержании и добродетели к Феодулу) 2.24 (М. 93.1520A).

163. Феофан Затворник, епископ. Путь ко спасению. С.227.

164. Франк С.Л. Реальность и человек. С.91.

165. d.n. (О божественных именах) 4.11 (М. 3.708D).

166. schol.d.n (Схолии к "О божественных именах") 4.11 (М. 4.261C,D).

167. myst. (Мистагогия) 5 (М. 91.681В).

168. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.361.

Глава 6. Душа и тело

6.1. Связь души с телом

Тайна связи между телом и душой волновала многие умы - и богословов, и философов. Есть ли в природе принцип, более таинственный, нежели связь души и тела, принцип, благодаря которому предполагаемая духовная субстанция приобретает над материальной такую власть, что самая утонченная мысль может действовать на самую грубую материю. Так восклицает философия, ощущая в этой тайне средоточие проблемы духа и материи.

"Таинственно и связал (Бог) персть с умом и ум с духом" [1], -

говорит святитель Григорий Богослов, подразумевая под перстью тело и плоть, а под умом - умную, духовную природу души.

Несмотря на различение тела и плоти, о котором мы уже говорили (см. главу четвертую "Тело и плоть человека"), здесь мы будем то и другое называть телом, т.е. понятием более емким, кроме случаев, где это особо оговаривается. Точно так же и у святых отцов вместо "тело" могут встречаться "плоть", "персть", а вместо "душа" - "дух", "ум". Ясно, что здесь рассматривается связь сущностей, которые противоположны друг другу по природе, по происхождению, как это мы видели в разделе 3.3 "Состав природы человека".