Православная антропология

Теперь посмотрим, как библейская антропология преобразилась в святоотеческой.

4.2. Понятия "тело" и "плоть" в святоотеческом богословии

В святоотеческой антропологии эти два понятия переплетаются очень тесно, дополняя друг друга в определении человеческой биологической природы, и в то же время расходятся, оттеняя сложность состава этой природы. Но в целом библейская традиция сохраняется, и ее можно проследить в трудах от первых до последних отцов Церкви.

Чтобы успешнее разобраться в предмете, мы не будем разделять наше изложение по каждому из этих понятий, но рассмотрим основные вопросы учения о человеке по двум понятиям.

4.2.1. Творение "плоти"

В библейском повествовании о творении человека нет ни термина "тело", ни термина "плоть". Сказано только: "Создал... из праха земного" (Быт.2:7). Прах, или земля, в библейской и святоотеческой традиции был лишь материалом творения человека, но не его плотью. Сотворение Адама, первочеловека, стало источником его имени.

"Итак, поскольку человек создан из Едема, девственной земли, он назван Адамом [как] соименный матери... Бог, создавший человека из земли, назвал его по имени матери Адамом; она - Едем, он - Адам" [1].

Так говорил святитель Иоанн Златоуст. Это мнение очень распространено. Так говорили и другие учителя:

"Адам... что значит "земнородный" [2] (Евсевий Кесарийский)

"Адам назван Адамом по своему рождению от земли в Едеме. Едем же [означает] красный" [3] (Диодор Тарсийский)

"Еврейское "Адам" переводится на латинский как "земля, произведшая тело" [4] (Псевдо-Киприан)

Итак, земля - тот материал, из которого сотворена плоть человека. У нас нет библейского комментария об этом "прахе", или "персти". Понимался он по-разному. В позднейшие времена прах понимался как природа животных, например, обезьяна, из которой Господь сотворил человека. Понятно, что это попытка соединить Библию и эволюционную теорию. Однако библейский текст не дает нам возможности грамотно соединить эти разные парадигмы сознания.

Хотя плоть Адама создана из земли, она несоизмеримо сложнее не только земли, но и всякой другой плоти (1Кор.15:39).

Первоначальное библейское понятие "плоть" означает перстность, "то, что из земли". Однако человеческое тело, или плоть, не является чем-то презренным, животным, безобразным; напротив, тело прекрасно, несмотря на то, что оно из плоти.

"Бог дал нам тело из земли, чтобы мы и его возвели на небо, а не для того, чтобы через него и душу низвели в землю... "Я сотворил, говорит Он, прекрасное ТЕЛО (выделено мной. - А.Л.); даю тебе власть создать нечто лучшее: соделай прекрасную душу" [5].

Так святитель Иоанн Златоуст понимал замысел Творца. И еще:

"Человеческое тело, как и душа, суть художественные изделия Его человеколюбивого и благодетельного Промышления" [6].

"Когда увидишь красоту, величие, высоту... ты поклоняешься Создавшему столь прекрасное и чудное тело" [7].

Это слова святителя Фотия патриарха Константинопольского. Подобное говорил и преподобный Иоанн Дамаскин:

"Земное тело, сияющее божественным блеском, смертное тело, источающее славу Божества..." [8].

Обратите внимание: это слова о теле, но не о плоти. Здесь скрыт один из смыслов различия этих понятий. Тело есть форма, образ, оно выражает красоту, а не биологические механизмы и вещества, которые вместе именуются плотью.