Елена Балашова -ОПЫТ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЯ РЭЙКИ-Эта книга адресована как тем, кто практикует Систему Усуи Рэйки, так

В течение 9 лет я практиковала Рэйки. Так сложилось, что я стала мастером Рэйки уже через год после получения первой ступени. Почти восемь лет активной мастерской практики, поездок по разным городам, участие в семинарах и встречах, которые проводили приезжавшие к нам зарубежные мастера. В течение долгого времени я пыталась обосновать, что практиковать Рэйки может каждый человек, вне зависимости от его веры, в том числе и православные люди. Я искренне верила в это, но настал момент, когда мне пришлось многое пересмотреть и увидеть по-иному то, чему была посвящена моя жизнь в эти годы.

Система Естественного Исцеления Усуи Рэйки появилась в Японии в начале нашего века и по сути своей, а также по форме практики и ритуалов очень крепко связана с культурной традицией этой страны. Микао Усуи, основоположник традиции, в течение многих лет искал "путь обретения духовного равновесия и физического здоровья". Последователи Рэйки рассказывают о том, что однажды, после продолжительной медитации, Микао Усуи увидел "луч света, проплывающие перед ним радужные пузырьки" и в них - символы, которые изучаются в наши дни как символы Рэйки. Эти символы и то состояние, в котором находился Микао Усуи, легли в основу системы целительства Рэйки. Усуи воспринял то, что ощутил в тот момент как путь к исцелению как внутреннего состояния человека, так и физического тела.

Рэйки распространено в наше время очень широко во всем мире. Причем наиболее бурное распространение произошло буквально за последние 20 лет. Даже если говорить только об одной ветви - Usui Shiki Ryoho - с 22 мастеров (так в этой традиции называют тех, кто имеет право передавать другим возможность практиковать Рэйки), которые были в 1980 году (после смерти Хавайо Таката - женщины, открывшей Рэйки западному миру), в наши дни число только мастеров достигло нескольких тысяч, не говоря уже о практикующих 1-ю и 2-ю ступени. Сколько этих тысяч, я даже представить себе не могу, но только в России, где о Рэйки впервые услышали в 1990 году, к началу 2000 года было уже более 250 мастеров, то есть тех, кто, имея мастерскую инициацию, начал проводить семинары. Это не такая уж и маленькая цифра, как может показаться на первый взгляд. Ведь за каждым мастером уже в настоящем или в потенциале - сотни и тысячи "студентов", практикующих Рэйки хотя бы в кругу своей семьи. И это только те, кого я знаю лично, или о ком мне рассказали, а скольких я не знаю? В США, Канаде, Германии, Голландии, других странах мастеров еще больше. Я не говорю сейчас о том, что мастера бывают разные, но все они так или иначе связаны с традицией, считают свою практику именно практикой Рэйки и учат этой системе других.

С распространением Рэйки в нашей стране неизбежно встал вопрос об отношении Православной Церкви к этой традиции и о возможности или невозможности для православного человека практиковать Рэйки. Официальная позиция Патриархии была выражена в справочнике "Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера", выпущенном Миссионерским отделом Московской Патриархии . В этом справочнике Рэйки посвящена отдельная глава, однако будучи мастером Рэйки, я считала, что занимаюсь "другим Рэйки", о котором в Церкви нет однозначного мнения, на практику которым могут даже дать благословение...

Я прекратила практиковать Рэйки в феврале 2000 года, осознав, что эта практика несовместима с Православием.

НУЖНА ЛИ НЕПРАВДА?

Обличая то или иное явление в целом, необходимо очень точно и трезво дать оценку тому, что именно является заблуждением, злом, неправдой в этом явлении, не сваливая на него все мыслимые и немыслимые грехи. В противном случае, люди, не признавая, не узнавая себя в написанном, скажут: "Это неправда. Это о другом", - и останутся в своем заблуждении. Даже небольшая ложь, просто утрирование "для устрашения" - это все равно ложь, и она не должна присутствовать там, где речь идет о попытке найти истину.

Для того чтобы быть более конструктивными, надо понимать, о чем мы говорим, а стало быть, и понимать, что является правдой о Рэйки, а что нет.

Рассмотрение практики Рэйки с точки зрения ее взаимоотношения с религией, на мой взгляд, вполне обосновано. Отвечая на вопросы людей об этих взаимоотношениях, Филлис Лэй Фурумото, глава традиции Система Естественного Исцеления Усуи (Usui Shiki Ryoho) - настаивает на том, чтобы Рэйки не воспринимали как религиозную практику. Для человека неверующего или верующего как-то по-своему это решение вопроса о взаимоотношениях религии и Рэйки кажется наиболее естественным. Рэйки он понимает как общеоздоровительный сеанс (например, как сеанс массажа, общей релаксации, психологической разгрузки), или хорошее "энергетическое очищение", или просто хороший отдых. Но в любом случае это видится чем-то весьма далёким от религиозной сферы. Однако, для человека верующего, для которого все, что он делает в жизни, является в том или ином виде религиозной практикой, очевидно, что работу с Рэйки нельзя назвать нерелигиозной практикой, тем более, что во время проведения сеансов внимание обращено к тонкому миру - миру "энергий", миру духовному. Рэйки становится тем полем, той областью жизни, на которую человек выносит свою религиозность.

Здесь я хочу изложить свой взгляд на то, чем же является Рэйки для разных мастеров, объяснить, почему и в чем это не согласуется с Православием.

ЭНЕРГИЯ РЭЙКИ

После того, как я перестала практиковать Рэйки, меня часто спрашивают - неужели я действительно думаю, что "энергия Рэйки" не от Бога?

Об "энергии Рэйки" говорят много и по-разному. Слово "Рэйки" чаще всего переводят как "Универсальная жизненная сила" или "Универсальная жизненная энергия", то есть нечто существующее, так или иначе проявленное. Традиция Рэйки - это система, способ взаимодействия с некой Силой. Есть люди, которые говорят о библейском Боге-Творце, но обращаются к Нему при помощи магических амулетов, гадательных карт или заговоров. Можно ли при этом утверждать, что их разговоры о Боге являются доказательством того, что и производимые ими действия - от Бога? Своими действиями они только отравляют красоту Божьего мира.

Символ веры начинается словами: "Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым". Что значат эти слова? Что все, существующее в мире, создано Богом. Он - единый Создатель, Творец всего. Мир духов, и мир людей также были созданы Богом. Духи и люди обладают свободной волей. Однако же ничего принципиально нового сотворить не может никто, кроме Бога. Поэтому Источник всего, безусловно, Бог. "Никто не может видеть Бога, - учил св. Григорий Палама, - но Бог являет Себя в действии ("энергия" по-гречески)" (цитирую по "Закону Божию").