«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

И заметь: с первых же шагов жизни духовной козни вражеские! Они подстерегают человека на всех ступенях духовного восхождения, враг подстерегает каждое доброе движение сердца и стремится обратить его во зло. Потому что всё доброе в нас имеет некую черту, перейдя которую незаметно обращается в зло. Распознавать эту черту часто не может человек своими силами. Это дело благодати Божией. Потому самонадеянность -- самый опасный грех, так как в нём таится возможность всех грехов. Враг будет стремиться и доброе твоё покаяние довести до злого уныния. Он будет говорить тебе слова безнадёжные: о том, что тебе уже поздно исправляться, что это тебе не под силу, что ты погибнешь, что не стоит и начинать этой новой жизни, она не для тебя.

Неизвестный. Я ещё не начал новой жизни, а эти мысли уже мелькают у меня в мозгу.

Духовник. Отгоняй их. Не давай им задерживаться в сердце. Они от врага. Жизнь духовная не зависит от времени. Можно, как видим в примере разбойника на кресте, стяжать спасение и в единый час. О том же свидетельствуют и многие примеры из жизни святых. Жизнь всегда можно начать сначала. И нет такого грешника, которого бы не простил Господь. А возраст... Какое же он имеет отношение к вопросу о духовной жизни? Разве не в каждый возраст человек одинаково близок к смерти? И разве погибнуть духовно нельзя в юности и спастись в старости?

Неизвестный. Что же я должен сделать в сознании своего греха?

Духовник. Ты должен исповедовать грехи свои в Церкви и после отпущения грехов причаститься Святых Тайн.

Неизвестный. Неужели с этого надо начать? Мне кажется, что я ещё не готов для того, чтобы причащаться. Это требует полноты веры и чистоты жизни. Ведь иначе и по церковному учению моё причащение будет "в суд и осуждение".

Духовник. Достойное причащение не есть причащение только святых. И несовершенство в вере не может быть препятствием для принятия Святых Тайн. Ибо не здоровые, а больные нуждаются во враче. И не к праведным только, но и к грешным пришёл Христос, чтобы спасти их. Причащение -- это источник нашего совершенства и утверждение нашей веры. Как же можно сначала требовать совершенства в вере и жизни, а уже потом допускать до причастия Святых Тайн?

Неизвестный. Но какое-нибудь условие есть же для достойного причащения?

Духовник. Есть, только покаяние.

Неизвестный. Но ты ведь сам говорил, как ничтожно наше покаяние в сравнении с тяжестью наших грехов.

Духовник. Да. Но и эту нераскаянность нашу надо тоже исповедовать как грех. И если у тебя нет злого и сознательного желания остаться в грехе: если ты не возлюбил грех, а стыдишься его, -- святая Церковь властью, которая дана священнику, снимет с тебя все твои грехи, и ты достоин будешь причащения. То же и немощность в вере. Пусть сознаёшься, что ничтожна и слаба твоя вера. Но ты хочешь веровать. Ты видишь в неверии грех свой. Ты взываешь: "Верую, Господи! помоги моему неверию" (Мк. 9, 24), и причащение и при твоём маловерии будет достойным. На путь духовный надо вступать через покаяние и утверждаться на нём таинством Божественной Евхаристии.

Причащаться надо не один раз в год, как вошло в привычку обмирщённых христиан, а часто, как подобает в монастыре, потому что без частого причащения невозможна духовная жизнь в миру. Ведь тело твоё иссыхает и делается бессильным, когда ты не даёшь ему пищи. И душа требует своей небесной пищи. Иначе и она иссохнет и обессилит. Без причащения заглохнет духовный огонь в тебе. Завалит его мирской хлам. Чтобы освободиться от этого хлама, нужен огонь, попаляющий тернии наших прегрешений. Жизнь духовная -- не отвлечённое богословие, а действительная и самая несомненная жизнь во Христе. Но как же она может начаться, если ты не примешь в этом страшном и великом таинстве полноты Духа Христова? Как, не приняв Плоти и Крови Христовой, будешь жить с Ним?

И здесь, как и в покаянии, не оставит тебя враг без нападений. И здесь он будет строить тебе всякие козни. Он воздвигнет множество и внешних, и внутренних преград. То будет тебе некогда, то почувствуешь себя нездоровым, то захочется отложить ненадолго, "чтобы лучше приготовиться". Не слушай. Иди. Исповедуйся. Причащайся. Ведь не знаешь ты, когда призовёт тебя Господь.

Неизвестный. Да. Я это сделаю.