«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Духовник. Совершенно верно.

Неизвестный. Но всё же не можешь ли ты пояснить мне взаимоотношение закона и благодати?

Духовник. Взаимоотношение закона и благодати таково же, как взаимоотношение человеческой воли и воли Божественной. Человек для своего спасения должен привести к некоему единству свою волю с Божественной волей. И исполнение закона должно быть в полном единстве с действием благодати. Благодать не отменяет закон, а восполняет его. И Господь не упраздняет свободной воли человека, а восполняет и объемлет её Своей Божественной волей. Иногда воля Божия может на время приостанавливать действие свободной воли человека. И благодать выше закона, и потому в отдельных случаях может приостанавливать действие закона.

Неизвестный. Что ты разумеешь под словами "приостанавливать действие закона"?

Духовник. Это будет тебе ясно из примеров. Закон гласит -- не лги. Но в житиях святых есть отдельные случаи, когда высшее благодатное состояние повелевало сказать неправду. Закон гласит -- не убий. Но в житиях святых есть случаи, когда исповедники веры, в ревности о Боге, убивали богохульников. Закон гласит: самоубийство -- непрощаемый грех. Но в житиях святых есть случаи, когда мученицы, под угрозой бесчестия, водимые благодатию Божией, кончали жизнь самоубийством, и Церковь причисляла их к лику святых и самоубийство их рассматривала как мученический венец.

Неизвестный. Понимаю. Но вот вопрос о практическом, а не теоретическом взаимоотношении закона и благодати всё же для меня ещё недостаточно ясен.

Духовник. Представь, что ты должен поднять тяжесть в несколько пудов весом. Сил у тебя мало, но Господь повелевает поднять её. Как тебе поступить? Отказаться? Сказать: не под силу, не могу? Это страшный грех. Взяться за дело, рассчитывая на свои силы? Это грех ещё более страшный. Ты должен исполнить повеление Божие в полном сознании ничтожности своих сил и в твёрдой уверенности в Божественной помощи. Что от тебя требует Господь? Он требует от тебя не непосильного. Он требует, чтобы ты встал, протянул свою руку и начал всеми своими силами поднимать тяжесть. Это и есть нравственный закон и личное твоё участие в достижении совершенства. Когда ты будешь исполнять это -- невидимая всемогущая рука соединится с твоею рукою и вместе с тобой будет поднимать непосильную для тебя тяжесть. Это благодатная помощь в самом исполнении нравственного закона. Это то, что преподаётся тебе в таинствах. А дальше всемогущая рука возьмёт тяжесть из твоих рук и сама поднимет её на ту высоту, до которой не могут дотянуться твои руки, -- это то высшее благодатное состояние, которое совершенно не зависит ни от твоих усилий, ни от твоих заслуг, которое даётся милосердием Божиим по Его святой воле. Вот тебе наглядное изображение практического взаимоотношения закона и благодати.

Неизвестный. Теперь мне это совершенно ясно, но я должен спросить тебя ещё об одном. Ведь достигающих этого высшего состояния ничтожное меньшинство, можно сказать -- единицы. А ты приводишь следующие слова св. Симеона Нового Богослова: "Если у нас нет этого искания Духа Святого, то напрасен всякий труд и суетно всякое делание наше, бесполезен путь, не ведущий к сему". Значит, путь громадного большинства бесполезен, потому что большинство этого высшего благодатного состояния не имеет. Как же так?

Духовник. Отвечу тебе словами св. Макария Великого из его 38-й беседы "О совершенстве". Там говорится:

"Вопрос: Если некоторые продают имения, отпускают на свободу рабов, стараются исполнить заповеди Божии, но не стараются в мире сём принять Святого Духа, то неужели не войдут они в Царство Небесное?

Ответ: Это предмет тонкий для рассуждения, ибо некоторые утверждают, что Небесное Царство одно и геенна одна; мы же говорим, что много степеней, различий и мер и в Царстве Небесном, и в геенне".

Неизвестный. Этот ответ не вполне удовлетворяет меня. Но я понимаю, что, может быть, большего человек и не может в этой области знать.

Духовник. Какие же ещё вопросы остались у тебя?

Неизвестный. Как всегда, самое трудное я оставляю на конец.