Поучительные слова к египетским монахам

А на тесном и узком пути бывает следующее: безмолвие, воздержание, целомудрие, любовь, терпение, радость, мир, смиренномудрие и тому подобное; за ними же следует бессмертная жизнь.

Итак познай, возлюбленный, что скрыто на пути широком и пространном, и сойди с него, чтобы достигнуть вечной жизни. Ибо, если с юности будешь ходить стезею правды, и исшествие твое будет в мире; если же отныне начнешь ходить широким путем, то напоследок горько будешь мучиться.

Но если видишь, что живущие небогобоязненно тучны и здоровы телом, то не соревнуй делам небогобоязненности. Ибо, что лучше? Роскошествовать ли несколько дней и выполнять похоти плоти, но лишиться жизни вечной? Или не надолго потерпеть тесноту; но избежать вечного осуждения и скрежета зубов, и достигнуть вечной жизни? Особенно соблюдай себя от вольности, чтоб тебе не поработиться многословию и бесстыдству, не сделаться радованием бесов, и напоследок не расстаться с братством. Не столько дикие ослы опустошают хлеб, сколько вольность разоряет труды монахов.

Итак в терпении истины препояшься благоговением, смиренномудрием и терпением. Увещевай и утешай сам себя, говоря: "Хотя и принял я на себя монашеский образ, но не научился еще монашеским нравам". На сем да остановится твое смиренномудрие. Когда же сидишь в безмолвии в келлии, собери свои помышления, и говори в сердце своем: "

И вот живешь ты здесь не по монашески. Какой же стыд обымет нас, когда ублажающие нас ныне предварят нас в царстве небесном? Какой страх и трепет нападет на нас, когда будем горько плакать, если те, которые ублажают нас ныне, кланяются нам и говорят: "помолитесь за нас грешных, рабы Христовы", если сии самые обретутся в упокоении, а мы за прегрешения свои будем в тесноте! Посему умоляю вас, возлюбленные, будем трезвиться пред Господом, пока есть еще время, и не станем увлекаться прелестью века сего; ибо мир сей переходит, и похоть его, а творяй волю Божию, пребывает во веки (1Ин.2:16).

Итак, пренебрежем всем житейским, отвлекающим ум от Бога; ибо за крепостью и красотою следуют старость и немощь; славу и богатство рассевают смерть и тление, а правда пребывает во век. Посему, возлюбленный, подвизайся доблестно; ибо вот для всех открыто поприще, и Подвигоположник говорит чрез Апостола: тако тецыте, да постигните, и; всяк подвизаяся, от всех воздержится (1Кор.9:24.25). И еще говорит: никтоже воин бывая, обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден будет. Аще же и подвизается кто, не венчается, аще не законно будет подвизатися (2Тим.2:4.5).

Бог же и Отец Господа нашего Иисуса Христа да подаст нам духа силы, мудрости и терпения служить Ему все дни жизни нашей. Ему слава во веки! Аминь.

Поучение 17. О самолюбии и пустом самообольщении

Для чего ты, брат, подучаемый диаволом восходить на степени, на которых не приобретешь себе никакой пользы, вводишь себя в обольщение, сам себе присвояя почесть? Послушай Апостола, который говорит: не хваляй себе сей искусен, но егоже Бог восхваляет (2Кор.10:19). Послушай и Господа, Который говорит: како вы можете веровати, славу от человека приемлюще, и славы, яже от Бога, не ищете (Ин.5:44). Итак, войди в себя, возлюбленный, и рассуди, по какой причине отрекся ты от суетной жизни, от диавола и от гордыни его и перестань думать по мирскому. Не знаешь разве, что, если уничижишь ближнего своего, то впадешь в грех самолюбия и пустого обольщения? Представь же, что ты уже преуспел, взял первенство пред братом своим, взошел выше его по соревнованию и потому, что не хочешь унизиться пред братом своим; и смотри, брат, чтобы, желая иметь первенство пред братом своим, не оказаться тебе последним там, в будущем веке. И тогда услышишь то же, что сказано славолюбивому богачу, палимому неугасимым огнем: помяни, яко восприял еси благая твоя в животе твоем (Лк.16:25). Ибо написано: еже есть в человецех высоко, мерзость пред Богом (15). Или забыл ты, Кто сказал: иже хощет в вас быти первый, буди вам раб; и иже аще хощет в вас быти вящший, да будет вам слуга (Мф.20:26.27)? Приведи себе на мысль, что умер ты для мира, и живот твой сокровен во Христе; егда же Христос явится, живот ваш, тогда и вы с Ним явитеся в славе (Кол.3:3.4). Посему не люби человеческой славы; ибо она не останется при тебе во век, по слову сказавшего: всяка плоть яко трава, и всяка слава человеча яко цвет травный (1Пет.1:24). Блажен же наиболее тот, кто причтен к совершенным из людей: видимая бо временна; невидимая же вечна (2Кор.4:18). Ибо, если порабощен ты земному мудрованию, то дело твое обратится в суету. Никтоже может двема господинома работати (Мф.6:24). Итак, возлюбленный, свергни с себя иго врага и всю гордыню его, и подклони выю свою под иго Сладчайшего Владыки Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа; ибо Он сказал: смиряяйся вознесется (Лк.14:11); и еще: Бог гордым противится, смиренным же дает благодать (1Пет.5:5). Посему убоимся, возлюбленные, чтобы и нам не сказал: возлюбиша паче славу человеческую, неже славу Божию (Ин.12:43). Богу слава во веки! Аминь.

Поучение 18

Если брат постучится к тебе ночью, чтобы встал ты на славословие Христово; то встань, брат, с поспешностию, чтобы и нерадивый, видя твою поспешность, возбудил душу свою к трезвенности, по слову сказавшего: предваристе очи мои ко утру, поучится словесем Твоим (Пс.118:148); и еще: полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея (62). Если же случится тебе впасть в глубокий сон, и задержат тебя бесовские мечтания; то, пробудившись после сего,, не поленись на Божию службу, зная, что как ведущие себя худо в день суда дадут отчет за каждый шаг и за праздное слово, так стремящийся к добру получит награду за одно доброе слово, и за один шаг. Посему не ленись, но встань, и не говори сам в себе: "служба теперь отошла: к чему мне идти?" Это рассуждение ленивых. А ты лучше встань, отбросив от себя постелю, и тотчас простри руки свои к Богу, и поклонившись престолу благодати, отвори келлию свою, и спеши к службе, как будто сделано тебе насилие, как серна, избегшая из тенет. Хотя бы застал ты последнюю только молитву, не ленись, но вставай; ибо можешь по отпуске у себя в келлии петь те псалмы, от которых отвлекло тебя бесовское мечтание. Не представляй, возлюбленный, в предлог к лености последнюю молитву, но в следующий день окажись более готовым на дело Господне. Ибо если оставишь оное без нужды, или болезни, то услышишь сказанное в Псалме: уснуша сном своим, и ничтоже обретоша (Пс.75:6).

Знай же и то, возлюбленный, что в какой мере греет кто, на беду, плоть свою, в такой мере умножает в себе страсти, и напоследок душа, обременяемая худым навыком тела, делается бесплодною. Посему говорит Спаситель: смотрите, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством, и печальми житейскими (Лк.21:34). Потому и Апостол говорит: умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како, иным проповедуя, сам неключим буду (1Кор.9:27). Если же кто принуждает себя к делу Господню, то в такой же мере и тело его делается сильным, и душа просветляется. Как борец постоянно проводит время в телесных упражнениях, чтобы приспособить тело свое к искусству борьбы; так и подвижник благочестия должен упражняться во всяком добром деле, как говорит Апостол: обучай же себе ко благочестию. Телесное бо обучение вмале есть полезно; а благочестие на все полезно есть, обетование имеюще живота нынешняго и грядущаго (1Тим.4:7.8).

Господь да пробудит души наши к страху Его. Ему слава во веки! Аминь.

Поучение 19