Поучительные слова к египетским монахам

Поучение 15

По частям созидается город, и со управлением бывает брань (Притч.24:6). Неопытный не может владеть луком, как опытный; и отроку невозможно бежать наравне с мужем. Если на отрока возложишь бремя не по силам его, то сделаешь ему вред; и если не будешь радеть об его учении, то ни к чему не будет он годен. Так и новоначальным должно управлять с рассуждением, не налагать на него бремени по тщеславию, и не пренебрегать души его. Но как мудрый рассуди, каким образом сам ты подчинялся старшему себя; и таким же образом понемногу давай ему уроки подвижничества. Но не принуждай брата к делу по страсти сребролюбия; потому что Господь - Сердцеведец. Как уповающий получить воздаяние от Бога, научай его подвигам добродетели и степенному житию. Если, по совершении бдения и обычного правила, сам ты намерен бодрствовать, а подчиненный хотел бы немного уснуть, дай ему отдых. Ибо, по сказанному выше, невозможно отроку бежать наравне с совершеннолетним. Если немощен он телом, не отвергай его, но потрудись с ним, и будь к нему долготерпелив, как умный земледелец, посадивший доброе растение у себя на поле. Приложи же все старание, представити тело его жертву живу, благоугодну Богови (Рим.12:1), чтобы и нам не быть осужденными с теми, которых обвиняет Апостол, говоря: имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися (2Тим.3:5). Итак учи подчиненного всякому доброму делу; потому что написано: аще изведеши честное от недостойнаго, яко уста Моя будеши (Иер.15:19). Наставники века сего не отвергают юных душ, за их упрямство, и не отказываются обращаться с детьми для награды человеческой; кольми же паче совершенным надобно ради Господа терпеть немощных. Ибо написано: сия глаголет Господь: блажен, иже имеет племя в Сионе, и южики во Иерусалиме (Ис.31:9).

И сам ты, возлюбленный, не отказывайся принять увещание от отца своего, родившего тебя о Господе; ибо Апостол говорит: повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся: тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяще: да с радостию сие творят, а не воздыхающе: несть бо полезно вам сие (Евр.13:17), Потому и в Псалме говорится: накажет мя праведник милостию и обличит мя, елей же грешнаго да не намастит главы моея (Пс.140:5). Ибо и больные телом делают насилие природе своей, выполняя все, что предписывают им врачи; не тем ли паче должны мы иметь послушание к тем, кому вверено врачевание душ наших?

Пожелаем же изучить и заповеди Святаго Духа. Истолкователи не существующей мудрости мира сего (премудрость бо мира сего буйство есть у Бога) прилежно занимаются чтением; не тем ли паче должны мы вникать в словеса Божии и изучать их для спасения душ своих? И Дух Святый ублажает испытующих свидетельства Его, говоря: блажени испытающии свидения Его, всем сердцем взыщут Его (Пс.118:2). И еще в другом Псалме говорит: блажени людие, ведущие воскликновение (Пс.88:16). Послушай и Апостола, который говорит: всякое наказание в настоящее время не мнится радость быти, но печаль: последи же плод мирен наученым тем воздаст правды (Евр.12:11). Господу слава во веки! Аминь.

Поучение 16

Сподобился ты, брат, святого монашеского одеяния? не превозносись над ожидающими сего в следующее лето; ибо добродетель не в том, что почитают кого-либо первым, а в том, чтобы претерпеть до конца. Приняв на себя монашеский образ, не подумай сказать сам в себе: "теперь освободился я от труда"; напротив того тем паче трудись теперь в добродетелях, чтобы не причинить себе вреда. Ибо доселе нередко и по принуждению от старшего не был ты нерадив о своем спасении; до сих пор был ты еще во внешней храмине, а теперь вступил во внутреннюю храмину. Поэтому не будь теперь нерадив о себе, чтобы не погубить тебе трудов своих, но получить награду свою. С сего времени делаются видными и труд твой, и прилежание, и чистота, и безмолвие; с сего времени делается видным, какого вожделеваешь пути, - широкого ли и пространного, вводящего в пагубу, или узкого и тесного, вводящего в жизнь вечную.

На широком пути бывает следующее: злоумие, развлечения, чревоугодие, пиянство, расточительность, непотребство, раздор, раздражительность, надменность, непостоянство и тому подобное; а за ними следуют неверие, неповиновение, непокорность; последнее же из всех зол - отчаяние. Кто предан сему, тот заблудился с пути истины, готовя себе собственную свою погибель.

А на тесном и узком пути бывает следующее: безмолвие, воздержание, целомудрие, любовь, терпение, радость, мир, смиренномудрие и тому подобное; за ними же следует бессмертная жизнь.

Итак познай, возлюбленный, что скрыто на пути широком и пространном, и сойди с него, чтобы достигнуть вечной жизни. Ибо, если с юности будешь ходить стезею правды, и исшествие твое будет в мире; если же отныне начнешь ходить широким путем, то напоследок горько будешь мучиться.

Но если видишь, что живущие небогобоязненно тучны и здоровы телом, то не соревнуй делам небогобоязненности. Ибо, что лучше? Роскошествовать ли несколько дней и выполнять похоти плоти, но лишиться жизни вечной? Или не надолго потерпеть тесноту; но избежать вечного осуждения и скрежета зубов, и достигнуть вечной жизни? Особенно соблюдай себя от вольности, чтоб тебе не поработиться многословию и бесстыдству, не сделаться радованием бесов, и напоследок не расстаться с братством. Не столько дикие ослы опустошают хлеб, сколько вольность разоряет труды монахов.

Итак в терпении истины препояшься благоговением, смиренномудрием и терпением. Увещевай и утешай сам себя, говоря: "Хотя и принял я на себя монашеский образ, но не научился еще монашеским нравам". На сем да остановится твое смиренномудрие. Когда же сидишь в безмолвии в келлии, собери свои помышления, и говори в сердце своем: "

И вот живешь ты здесь не по монашески. Какой же стыд обымет нас, когда ублажающие нас ныне предварят нас в царстве небесном? Какой страх и трепет нападет на нас, когда будем горько плакать, если те, которые ублажают нас ныне, кланяются нам и говорят: "помолитесь за нас грешных, рабы Христовы", если сии самые обретутся в упокоении, а мы за прегрешения свои будем в тесноте! Посему умоляю вас, возлюбленные, будем трезвиться пред Господом, пока есть еще время, и не станем увлекаться прелестью века сего; ибо мир сей переходит, и похоть его, а творяй волю Божию, пребывает во веки (1Ин.2:16).

Итак, пренебрежем всем житейским, отвлекающим ум от Бога; ибо за крепостью и красотою следуют старость и немощь; славу и богатство рассевают смерть и тление, а правда пребывает во век. Посему, возлюбленный, подвизайся доблестно; ибо вот для всех открыто поприще, и Подвигоположник говорит чрез Апостола: тако тецыте, да постигните, и; всяк подвизаяся, от всех воздержится (1Кор.9:24.25). И еще говорит: никтоже воин бывая, обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден будет. Аще же и подвизается кто, не венчается, аще не законно будет подвизатися (2Тим.2:4.5).

Бог же и Отец Господа нашего Иисуса Христа да подаст нам духа силы, мудрости и терпения служить Ему все дни жизни нашей. Ему слава во веки! Аминь.