Поучительные слова к египетским монахам

Не будем осуждать кого-либо; ибо не знаем, как он ведет себя в келлии своей, или как трудится пред Богом; не будем осуждать, если увидим, что он смеется или разговаривает; ибо не знаем, каковы расположения его в келлии, или как трудится он пред Богом. Посему каждому из нас надобно быть внимательным к себе; потому что каждый из нас за себя даст ответ Богу.

Всем сердцем своим внимай псалмопению и чтению божественных Писаний, и тук их впивай душою своею, как младенец, питающийся сосцами. Из Писаний узнаешь награды за добродетели: и будет радость и веселие сердцу твоему.

Будь кроток, послушен и благоразумен. Кроток до того, что если потребует от тебя отрок, иди за ним, сделай дело, и молча возвратись в свою келлию, молча устами, но молясь сердцем. Будь послушен, чтобы сохранить тебе о Господе чистоту тела своего, как драгоценную жемчужину. Не щеголяй одеждами, и не хвались богатыми родителями; ибо хваляйся, о Господе да хвалится (1Кор.1:31). Всяка плоть сено, и всяка слава человеча яко цвет травный. Изсше трава, и цвет отпаде, глагол же Бога нашего пребывает во веки (Ис.40:6-8). Взор обращай долу, а душу горе. С юношей не доходи до вольного обращения, а с женщиной и говорить - лишнее дело. С отроком не дли беседы, не входи в сообщество с упившимися или непокорными, или смехотворными; но весь день пребывай в страхе Божием, как говорит Апостол: ходите в премудрости, искупующе время, яко дние лукави суть. Сего ради не бывайте несмысленни, но разумевайте, что есть воля Божия. И не упивайтеся вином, в нем же есть блуд (Еф.5:15-18). И еще: да противный посрамится, ничтоже имея глаголати о нас укорно (Тит.2:8).

Поучение 4

Вот вверяю тебе, возлюбленный, другой залог о Господе; если сохранишь оный, то впоследствии воздаст Он тебе веселием.

Если, отрекшись от суетной жизни, вступишь в обитель многочисленного братства, желая стать монахом, то да не обольстить тебя враг выйти из обители, до принятия тобою святого монашеского одеяния; иначе будешь сильно раскаиваться при конце, после того, как положено тобою доброе начало со всяким смиренномудрием. Не бойся насылаемых на тебя врагом искушений, но терпи, чтобы достигнуть блаженства. Ибо написано: блажен муж, иже претерпит искушение, зане искусен быв, приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его (Иак.1:12).

Хочешь ли же, чтобы не преодолело тебя искушение? Отсеки всякую свою волю. Если дело кажется тебе и хорошим, но настоятель о Господе не признает оного хорошим; то покорись ему о Господе. Входить в споры, следовать собственному своему намерению есть уже признак совращения. Новоначальный, если он не покорен, сам на себя навлекает укоризненное имя. Ибо в псалме говорится: Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибните от пути праведнаго (Пс.2:11.12). Посему, кто любит правду, тот не погибнет; а кто ненавидит наказание, тот делает себе вред. Как в сосуде не могут помешаться вино и уксус: так добродетель монашеской жизни не может обитать вместе с ненаказанностию. В сем да убедит тебя Апостол, который говорит: кое согласие Христови с велиаром? Или кое общение свету ко тме (2Кор.6:14.15)? Возлюби целомудрие до крайней степени, чтобы вселился в тебя Дух Божий.

Но когда и сподобишься одеяния монашеской жизни, и тогда не соглашайся на помыслы, если хотят они разлучить тебя с братством, чтобы тебе от юности своей не научиться скитанию и непостоянству. Смотри же, не утрать благоговения, какое имел при вступлении в обитель, но сохрани оное до конца. А злословие и клятва да не именуются устами твоими, якоже подобает святым (Еф.5:3). Но имей смирение, и во всяком ответе своем говори: "прости меня", чтобы истребить в себе бесполезные обычаи мира, и, пожив благоугодно Господу, иметь похвалу от Него. Поступив же в монашество, не ищи себе ни золота, ни серебра, ни одеяний, но предпослав все на небо, по заповеди Спасителя нашего Иисуса Христа, приобрети себе следующее: веру, воздержание, терпение, смиренномудрие и прочее, чем по благодати Своей снабдить тебя Бог. Ему слава во веки веков! Аминь.

Поучение 5. К новоначальным подвижникам

Если кто вступит в монашество из пользовавшихся великим уважением в мире; то да блюдет себя от беса высокоумия, чтобы не впасть ему в дух гордыни и неподчинения и не сделать себе вреда. Нет тебе стыда, возлюбленный, если пребываешь в подчинении о Господе, и своими руками делаешь доброе. Сия небольшая печаль и скорбь, претерпеваемая тобою ради Господа, доставит тебе вечную жизнь. И что еще скажу? Представь, что кто-нибудь на драхму выменивает многие тысячи талантов золота; тоже значит и всякая печаль монашеской жизни, в сравнении с будущею скорбью, какая сретит делающих худое. Итак уступаешь ты малое, а тебе дается великое. Посему трезвись, возлюбленный, как добрый воин. Не неради о своем даровании, живущем в тебе (1Тим.4:14), чтобы не постигло тебя то и другое, и именно, чтобы тебе не опечалить и людей, то есть, родителей по плоти, и не остаться не угодившим Богу. Но подвизайся, чтобы видящие тебя прославляли Бога за доброе твое житие. Ибо написано: боящиися Господа узрят Мя, и возвеселятся (Пс.118:74); и еще: мир мног любящым закон Твой, и несть им соблазна (165). Посему остерегайся высокоумия и часть твоя будет Господь. Ему слава во веки! Аминь.

Поучение 6

Если положишь доброе начало, возлюбленный, то и старость свою проведешь также благоугодно, и будешь подобен светилу, озаряющему многих на пути Господнем. Посему положи крепкое основание, чтобы дело твое восходило в высоту. Паче всего бойся, брат, Бога, и Его прославляй всем сердцем своим, чтобы и Он прославил тебя со святыми Своими. От юности твоей возьмись за самую кроткую мудрость, и не оставляй ее до последнего дыхания. Она введет тебя на стези правды; и от юности своей будешь сосудом избранным, и старость свою сделаешь почтенною, и приимешь похвалы от Бога, и люди возвеличат о тебе Господа.

Итак, если настоятель отдаст тебя под начало брату, не подумай сказать в уме: "я сын важных и знатных родителей, а он - сын не знатных и нищих, или, быть может, и из рабского состояния. Как же могу подчиниться ему? Обидно мне, если сделаю сие". Не рассуждай так, возлюбленный; ибо не разумно так рассуждать. Кто так рассуждает, тот не совлекся еще ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных (Еф.4:22). А мы, возлюбленные, как самим Богом отданные в рабство единодушным с нами братиям, будем терпеливы, чтобы сподобиться нам свободы праведных, представляя в уме Владыку всяческих, Который нас ради обнища, богат сый, да мы нищетою Его обогатимся (2Кор.8:9). Подклони, возлюбленный, выю под иго Его, чтобы обрести упокоение душе своей; потому что написано: нечист пред Господом всяк высокосердый (Притч.16:5). Господу слава во веки веков! Аминь.

Поучение 7. К новоначальным