Поучительные слова к египетским монахам

Но когда и сподобишься одеяния монашеской жизни, и тогда не соглашайся на помыслы, если хотят они разлучить тебя с братством, чтобы тебе от юности своей не научиться скитанию и непостоянству. Смотри же, не утрать благоговения, какое имел при вступлении в обитель, но сохрани оное до конца. А злословие и клятва да не именуются устами твоими, якоже подобает святым (Еф.5:3). Но имей смирение, и во всяком ответе своем говори: "прости меня", чтобы истребить в себе бесполезные обычаи мира, и, пожив благоугодно Господу, иметь похвалу от Него. Поступив же в монашество, не ищи себе ни золота, ни серебра, ни одеяний, но предпослав все на небо, по заповеди Спасителя нашего Иисуса Христа, приобрети себе следующее: веру, воздержание, терпение, смиренномудрие и прочее, чем по благодати Своей снабдить тебя Бог. Ему слава во веки веков! Аминь.

Поучение 5. К новоначальным подвижникам

Если кто вступит в монашество из пользовавшихся великим уважением в мире; то да блюдет себя от беса высокоумия, чтобы не впасть ему в дух гордыни и неподчинения и не сделать себе вреда. Нет тебе стыда, возлюбленный, если пребываешь в подчинении о Господе, и своими руками делаешь доброе. Сия небольшая печаль и скорбь, претерпеваемая тобою ради Господа, доставит тебе вечную жизнь. И что еще скажу? Представь, что кто-нибудь на драхму выменивает многие тысячи талантов золота; тоже значит и всякая печаль монашеской жизни, в сравнении с будущею скорбью, какая сретит делающих худое. Итак уступаешь ты малое, а тебе дается великое. Посему трезвись, возлюбленный, как добрый воин. Не неради о своем даровании, живущем в тебе (1Тим.4:14), чтобы не постигло тебя то и другое, и именно, чтобы тебе не опечалить и людей, то есть, родителей по плоти, и не остаться не угодившим Богу. Но подвизайся, чтобы видящие тебя прославляли Бога за доброе твое житие. Ибо написано: боящиися Господа узрят Мя, и возвеселятся (Пс.118:74); и еще: мир мног любящым закон Твой, и несть им соблазна (165). Посему остерегайся высокоумия и часть твоя будет Господь. Ему слава во веки! Аминь.

Поучение 6

Если положишь доброе начало, возлюбленный, то и старость свою проведешь также благоугодно, и будешь подобен светилу, озаряющему многих на пути Господнем. Посему положи крепкое основание, чтобы дело твое восходило в высоту. Паче всего бойся, брат, Бога, и Его прославляй всем сердцем своим, чтобы и Он прославил тебя со святыми Своими. От юности твоей возьмись за самую кроткую мудрость, и не оставляй ее до последнего дыхания. Она введет тебя на стези правды; и от юности своей будешь сосудом избранным, и старость свою сделаешь почтенною, и приимешь похвалы от Бога, и люди возвеличат о тебе Господа.

Итак, если настоятель отдаст тебя под начало брату, не подумай сказать в уме: "я сын важных и знатных родителей, а он - сын не знатных и нищих, или, быть может, и из рабского состояния. Как же могу подчиниться ему? Обидно мне, если сделаю сие". Не рассуждай так, возлюбленный; ибо не разумно так рассуждать. Кто так рассуждает, тот не совлекся еще ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных (Еф.4:22). А мы, возлюбленные, как самим Богом отданные в рабство единодушным с нами братиям, будем терпеливы, чтобы сподобиться нам свободы праведных, представляя в уме Владыку всяческих, Который нас ради обнища, богат сый, да мы нищетою Его обогатимся (2Кор.8:9). Подклони, возлюбленный, выю под иго Его, чтобы обрести упокоение душе своей; потому что написано: нечист пред Господом всяк высокосердый (Притч.16:5). Господу слава во веки веков! Аминь.

Поучение 7. К новоначальным

Не будь ленив и к рукоделию. Часто помысл внушает тебе, говоря так: "не выучишься рукоделию; потому что ты худосилен и не вникателен, и не в состоянии вынести до конца трудность сей работы. Вот и члены твои начали страдать от изнеможения; потому что не привык ты трудиться. Лучше оставь обитель, и иди, откуда пришел. И там, говорят, спасешься, если захочешь бояться Бога". Но ты, как верный, не ослабевай от таких помыслов. Потерпи Господа, призвавшего тебя в Свое царство и радость. Ибо он сказал: аминь, аминь глаголю вам, аще имате веру, яко зерно горушно, речете горе сей, прейди отсюду, и прейдет: и ничтоже не возможно будет вам (Мф.17:20). И мы, возлюбленные, будем терпеть, потому что возложили упование не на человека, который не может спасти, но на Бога, спасающего надеющихся на Него, как написано: надеющиися на Господа, яко гора Сион (Пс.124:1). И Дух Святый ублажает уповающих на Господа, говоря: Господи, Боже сил, блажен человек, уповаяй на Тя (83:13). Итак терпи, возлюбленный Господом. Не терпел ли бы ты утомления, если бы стал учиться грамоте? Не терпел ли бы изнурения, если бы стал учиться мирскому искусству? Не тем ли паче обязаны мы терпеть все ради Господа? Ибо написано: труды плодов твоих снеси, блажен еси, и добро тебе будет (Пс.127:2). И Апостол заповедует, говоря: своима рукама делайте благое, чтобы не только самим вам питаться своею работаю, но и имеющему нужду подавать от трудов своих (Еф.4:28). Посему да будет общим нашим старанием, избавиться от грехов своих; ибо избавимся, если захочем, потому что Сам Господь сказал: просите, и дастся вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется (Мф.7:7.8); и Сам даровал миру не оскудевающее сокровище покаяния. Ему слава во веки! Аминь.

Поучение 8

О бывающих же соблазнах знаем, Кто сказал: не судите, и не судими будете. Имже бо судом судите, судят вам: и в нюже меру мерите, возмерится вам (Мф.7:1.2), и так далее. Но чтоб тебе было, чем пособить своему помыслу, рассуди, что праведный Лот жил среди Содомлян, но не увлекся их гордынею и непотребством; а потому и спасся, как написано: видением бо и слухом праведный живый в них, день от дне душу праведну беззаконными делы мучаше (2Пет.2:8). Что же присовокупляет Апостол? Весть Господь благочестивыя от напасти избавляти, неправедники же на день судный мучимы блюсти (9), и так далее.

И жена Лотова, обратившись вспять, стала сланый столп. Посему и Господь учит, говоря: никтоже возложь руку свою на рало, и обратившись вспять, управлен есть в царствии небесном (Лк.9:62). Итак имей всегда в уме тот день, в который, совлекшись всего, оставил ты мир для Господа, когда воспламенен ты был страхом Божиим, горел духом ко Господу. И сего намерения держись до конца; ибо претерпевый до конца, той спасен будет (Мф.10:22), - держись, чтобы вместе с вечною жизнью получить тебе награду за свое делание; потому что приступил ты к истинному Богу и пренебрег всем, да приобрящешь Христа. Ему слава во веки! Аминь!

Поучение 9. О послушании

И с течением времени не предавайся нерадению; потому что враг влагает в иных похоть, по прошествии долгого времени от принятия ими монашеского образа, чтоб брат, не устояв против приятности удовольствия, бежал с своего поприща. А ты, возлюбленный, как старающийся угодить Богу, будь долготерпелив; ибо Апостол говорит: аще и можеши свободен быти, больше поработи себе (1Кор.7:21). Посмотри на древние роды, и увидишь, что все святые достигли обетований постоянным и долгим терпением. Поэтому будем каждый день побуждать себя, чтоб и нам с ними наследовать царство небесное. И во первых, патриарх Иаков не четырнадцать ли лет работал за Рахиль Лавану Сирианину в Месопотамии, и в зной дневный, и в ночный мраз? Подобно и возлюбленный Иосиф не многие ли годы был рабом в земле чужой? Ибо написано: Иосиф же бяше седминадесяти лет, пасый овцы со братиею своею (Быт.37:2); и еще говорится: Иосиф же бяше лет тридесяти, егда предста Фараону (41:46). Подобно и раб Господень Моисей сорок лет жил в земле Мадиамской. И сыны Израилевы через сорок лет взошли в землю обетования. Подобно и доблестный муж Даниил с тремя отроками, которые верою и пламень пещный обратили в росу, терпел рабство, скорби и укоризны в земле чужой; но тем они и спаслись. А мы не терпим и малого злострадания; по неверию нашему удаляется от нас терпение. Так предался ты печали, как будто, утратив чужой залог, отводишься в плен. Придай себя ревности о Господе, и мужайся, как верный, чтобы от великой печали не утратить тебе душевных сил и при конце не каяться. Представь себе, возлюбленный, тех, которые подвергаются истязаниям в изгнании, в рудокопнях и в горьком рабстве, и подчинись настоятелю своему о Господе. Если даже и по человечески судить о том рабстве, какое терпишь ради Господа; то подвергшийся бесчестию за царя, и самую обиду не вменяет ли тебе в похвалу? Но может быть скажешь, что дело сие трудно. Увы мне грешному и непотребному рабу! Если не соглашаешься терпеть труда ради Господа; то для чего же оставили мы мир? Кто, возлюбленный, столько достоин и, блажен, чтоб пострадать за Пострадавшего ради него? Не многое даешь ты от себя, возлюбленный, но получишь многое. Терпения же имеем потребу, да волю Божию сотворше, достигнем обетования Его (Евр.10:36); ибо претерпевый до конца той спасен будет (Мф.10:22).

Поучение 10