Поучительные слова к египетским монахам

Не будь ленив и к рукоделию. Часто помысл внушает тебе, говоря так: "не выучишься рукоделию; потому что ты худосилен и не вникателен, и не в состоянии вынести до конца трудность сей работы. Вот и члены твои начали страдать от изнеможения; потому что не привык ты трудиться. Лучше оставь обитель, и иди, откуда пришел. И там, говорят, спасешься, если захочешь бояться Бога". Но ты, как верный, не ослабевай от таких помыслов. Потерпи Господа, призвавшего тебя в Свое царство и радость. Ибо он сказал: аминь, аминь глаголю вам, аще имате веру, яко зерно горушно, речете горе сей, прейди отсюду, и прейдет: и ничтоже не возможно будет вам (Мф.17:20). И мы, возлюбленные, будем терпеть, потому что возложили упование не на человека, который не может спасти, но на Бога, спасающего надеющихся на Него, как написано: надеющиися на Господа, яко гора Сион (Пс.124:1). И Дух Святый ублажает уповающих на Господа, говоря: Господи, Боже сил, блажен человек, уповаяй на Тя (83:13). Итак терпи, возлюбленный Господом. Не терпел ли бы ты утомления, если бы стал учиться грамоте? Не терпел ли бы изнурения, если бы стал учиться мирскому искусству? Не тем ли паче обязаны мы терпеть все ради Господа? Ибо написано: труды плодов твоих снеси, блажен еси, и добро тебе будет (Пс.127:2). И Апостол заповедует, говоря: своима рукама делайте благое, чтобы не только самим вам питаться своею работаю, но и имеющему нужду подавать от трудов своих (Еф.4:28). Посему да будет общим нашим старанием, избавиться от грехов своих; ибо избавимся, если захочем, потому что Сам Господь сказал: просите, и дастся вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется (Мф.7:7.8); и Сам даровал миру не оскудевающее сокровище покаяния. Ему слава во веки! Аминь.

Поучение 8

О бывающих же соблазнах знаем, Кто сказал: не судите, и не судими будете. Имже бо судом судите, судят вам: и в нюже меру мерите, возмерится вам (Мф.7:1.2), и так далее. Но чтоб тебе было, чем пособить своему помыслу, рассуди, что праведный Лот жил среди Содомлян, но не увлекся их гордынею и непотребством; а потому и спасся, как написано: видением бо и слухом праведный живый в них, день от дне душу праведну беззаконными делы мучаше (2Пет.2:8). Что же присовокупляет Апостол? Весть Господь благочестивыя от напасти избавляти, неправедники же на день судный мучимы блюсти (9), и так далее.

И жена Лотова, обратившись вспять, стала сланый столп. Посему и Господь учит, говоря: никтоже возложь руку свою на рало, и обратившись вспять, управлен есть в царствии небесном (Лк.9:62). Итак имей всегда в уме тот день, в который, совлекшись всего, оставил ты мир для Господа, когда воспламенен ты был страхом Божиим, горел духом ко Господу. И сего намерения держись до конца; ибо претерпевый до конца, той спасен будет (Мф.10:22), - держись, чтобы вместе с вечною жизнью получить тебе награду за свое делание; потому что приступил ты к истинному Богу и пренебрег всем, да приобрящешь Христа. Ему слава во веки! Аминь!

Поучение 9. О послушании

И с течением времени не предавайся нерадению; потому что враг влагает в иных похоть, по прошествии долгого времени от принятия ими монашеского образа, чтоб брат, не устояв против приятности удовольствия, бежал с своего поприща. А ты, возлюбленный, как старающийся угодить Богу, будь долготерпелив; ибо Апостол говорит: аще и можеши свободен быти, больше поработи себе (1Кор.7:21). Посмотри на древние роды, и увидишь, что все святые достигли обетований постоянным и долгим терпением. Поэтому будем каждый день побуждать себя, чтоб и нам с ними наследовать царство небесное. И во первых, патриарх Иаков не четырнадцать ли лет работал за Рахиль Лавану Сирианину в Месопотамии, и в зной дневный, и в ночный мраз? Подобно и возлюбленный Иосиф не многие ли годы был рабом в земле чужой? Ибо написано: Иосиф же бяше седминадесяти лет, пасый овцы со братиею своею (Быт.37:2); и еще говорится: Иосиф же бяше лет тридесяти, егда предста Фараону (41:46). Подобно и раб Господень Моисей сорок лет жил в земле Мадиамской. И сыны Израилевы через сорок лет взошли в землю обетования. Подобно и доблестный муж Даниил с тремя отроками, которые верою и пламень пещный обратили в росу, терпел рабство, скорби и укоризны в земле чужой; но тем они и спаслись. А мы не терпим и малого злострадания; по неверию нашему удаляется от нас терпение. Так предался ты печали, как будто, утратив чужой залог, отводишься в плен. Придай себя ревности о Господе, и мужайся, как верный, чтобы от великой печали не утратить тебе душевных сил и при конце не каяться. Представь себе, возлюбленный, тех, которые подвергаются истязаниям в изгнании, в рудокопнях и в горьком рабстве, и подчинись настоятелю своему о Господе. Если даже и по человечески судить о том рабстве, какое терпишь ради Господа; то подвергшийся бесчестию за царя, и самую обиду не вменяет ли тебе в похвалу? Но может быть скажешь, что дело сие трудно. Увы мне грешному и непотребному рабу! Если не соглашаешься терпеть труда ради Господа; то для чего же оставили мы мир? Кто, возлюбленный, столько достоин и, блажен, чтоб пострадать за Пострадавшего ради него? Не многое даешь ты от себя, возлюбленный, но получишь многое. Терпения же имеем потребу, да волю Божию сотворше, достигнем обетования Его (Евр.10:36); ибо претерпевый до конца той спасен будет (Мф.10:22).

Поучение 10

Не расслабевай, брат, от приходящих тебе помыслов; ибо это - начало борения. Бери себе урок с дождевого водоема. Вскоре после дождя, когда благословение дождевное только что собрано в водоем, вода бывает сначала мутна, но чем более проходит времени, тем чище она делается. Впредь, возлюбленный, не расслабевай; ибо написано: потоцы беззакония смятоша мя (Пс.17:5); и в другом псалме говорится: яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися (Пс.87:4). Почему говорит еще: Господь мне помощник, и не убоюся, что сотворит мне человек (Пс.117:6). Итак, когда придет тебе на мысль лукавый помысл, воззови ко Господу со слезами, говоря: "Господи, будь милостив ко мне грешному, и прости меня, Человеколюбец! Отгони от нас лукаваго, Господи!" Бог - Сердцеведец, и знает помышления, происходящие от злонравия; но знает также и помышления, бывающие у нас по злобе бесов. Но знай и то, что в какой мере будешь подвизаться и терпеть, работая Господу, в такой будут очищаться и ум твой, и помышления твои. Ибо Господь наш Иисус Христос сказал: всяку розгу о Мне, творящую плод, отреблю ю, да множайший плод принесет (Ин.15:2). Желай только спастись; ибо Господь любит усильно желающих получить спасение, и содействует им.

Но выслушай и притчу о скверных помыслах. Когда виноградные ягоды собраны с лоз, вложены в точило, выжаты, дали из себя вино, и оно влито в сосуды; тогда вино сначала кипит, как бы разгорячаемое самым сильным жаром, так что и отличные сосуды, не вынося стремительности, разрываются от напряжения. Так бывает и с помышлениями человеческими, когда от суетного века сего и от забот его переходят к небесному. Бесы, не терпя ревности в человеке, разными способами смущают ум его, с намерением примешать к нему развращение мутно (Авв.2:15); и если найдут сосуд не без недостатка, то есть, душу неверную и сомневающуюся, то разрывают его; потому что бесы подобны хищным волкам, и ходят по келлиям монахов, ища отворенной для них двери, чтобы, ворвавшись внутрь, растлить покорную им душу. Если же найдут дверь запертую, а разумею под сим душу утвержденную в вере; то уходят назад с поникшим лицом.

Итак не приходи в робость, и не бойся их злости; они не могут повредить тебе, у которого помощником Христос. Ибо Апостол говорит: не бо даде нам Бог духа страха, но силы и любве и целомудрия (2Тим.1:7). И еще Сам Господь сказал ученикам Своим: видех сатану, яко молнию с небесе спадоша. Се даю вам власть наступити на змию и на скорпию и на всю силу вражию: и ничесоже вас вредит (Лк.10:18.19). Посему, возлюбленный, мужайся, и возмогай о Боге своем; потому что милость Его во век.

Если же враги приводят нам на память родителей по плоти, то скажем им: (с нами неразлучен Отец наш Бог. И если приводят на память земное богатство, то скажем): писано: сокровиществует и не весть, кому соберет я (Пс.38:7); и еще: вкупе безумен и несмыслен погибнут, и оставят чуждим богатство свое (Пс.48:11); так что вина будет на мне, а имение достанется другому; а это не привлекательно для меня, это - великое лукавство. Потому не учились мы собирать сокровищ на земле, идеже червь и тля тлит, татие подкапывают и крадут: идеже бо, сказано, есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше (Мф.6:19.21). Но благословен Бог, давший нам крепость на не видимых врагов! Ему слава во веки веков! Аминь.

Поучение 11

Пока есть еще у тебя время, брат, подвизайся, как добрый воин Христов, зная, что подвизаешься не о тленном венце, но об очищении грехов и о жизни вечной. Посему во всех делах своих приобрети себе смиренномудрие, которое есть матерь послушания. Сбрось с себя двоедушие, и во всем облекись верою, чтобы Господь, видя ревность души твоей, укрепил тебя в деле. Питай в себе сильную ненависть к лености, к соперничеству, ко всякому злонравию и зависти, так как для Господа оставил ты плотских родителей, друзей и имение. Ибо если в начале расслабят тебя помыслы, то потерпишь и утомление и ущерб. Итак, если когда случится нам для Господа и изнемочь несколько, или даже и сверх сил, не будем роптать. Ибо кто ропщет, тот явно о себе дает знать, что трудится не по собственному изволению. Ты, как мудрый, не состязуйся с нерадивейшими братиями, и не ревнуй проводящим жизнь не богобоязненно, твердо зная, что падающий разбивается, а побеждающий венчается.

По крайней мере, не ссорься с братом своим; ибо не знаешь, что, может быть, тревожит его какая-нибудь неизвестная тебе страсть, и потому он немощен. О таком человеке надобно нам более сострадать и утешать его, а не оскорблять, как несострадательным.