Поучительные слова к египетским монахам

Не расслабевай, брат, от приходящих тебе помыслов; ибо это - начало борения. Бери себе урок с дождевого водоема. Вскоре после дождя, когда благословение дождевное только что собрано в водоем, вода бывает сначала мутна, но чем более проходит времени, тем чище она делается. Впредь, возлюбленный, не расслабевай; ибо написано: потоцы беззакония смятоша мя (Пс.17:5); и в другом псалме говорится: яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися (Пс.87:4). Почему говорит еще: Господь мне помощник, и не убоюся, что сотворит мне человек (Пс.117:6). Итак, когда придет тебе на мысль лукавый помысл, воззови ко Господу со слезами, говоря: "Господи, будь милостив ко мне грешному, и прости меня, Человеколюбец! Отгони от нас лукаваго, Господи!" Бог - Сердцеведец, и знает помышления, происходящие от злонравия; но знает также и помышления, бывающие у нас по злобе бесов. Но знай и то, что в какой мере будешь подвизаться и терпеть, работая Господу, в такой будут очищаться и ум твой, и помышления твои. Ибо Господь наш Иисус Христос сказал: всяку розгу о Мне, творящую плод, отреблю ю, да множайший плод принесет (Ин.15:2). Желай только спастись; ибо Господь любит усильно желающих получить спасение, и содействует им.

Но выслушай и притчу о скверных помыслах. Когда виноградные ягоды собраны с лоз, вложены в точило, выжаты, дали из себя вино, и оно влито в сосуды; тогда вино сначала кипит, как бы разгорячаемое самым сильным жаром, так что и отличные сосуды, не вынося стремительности, разрываются от напряжения. Так бывает и с помышлениями человеческими, когда от суетного века сего и от забот его переходят к небесному. Бесы, не терпя ревности в человеке, разными способами смущают ум его, с намерением примешать к нему развращение мутно (Авв.2:15); и если найдут сосуд не без недостатка, то есть, душу неверную и сомневающуюся, то разрывают его; потому что бесы подобны хищным волкам, и ходят по келлиям монахов, ища отворенной для них двери, чтобы, ворвавшись внутрь, растлить покорную им душу. Если же найдут дверь запертую, а разумею под сим душу утвержденную в вере; то уходят назад с поникшим лицом.

Итак не приходи в робость, и не бойся их злости; они не могут повредить тебе, у которого помощником Христос. Ибо Апостол говорит: не бо даде нам Бог духа страха, но силы и любве и целомудрия (2Тим.1:7). И еще Сам Господь сказал ученикам Своим: видех сатану, яко молнию с небесе спадоша. Се даю вам власть наступити на змию и на скорпию и на всю силу вражию: и ничесоже вас вредит (Лк.10:18.19). Посему, возлюбленный, мужайся, и возмогай о Боге своем; потому что милость Его во век.

Если же враги приводят нам на память родителей по плоти, то скажем им: (с нами неразлучен Отец наш Бог. И если приводят на память земное богатство, то скажем): писано: сокровиществует и не весть, кому соберет я (Пс.38:7); и еще: вкупе безумен и несмыслен погибнут, и оставят чуждим богатство свое (Пс.48:11); так что вина будет на мне, а имение достанется другому; а это не привлекательно для меня, это - великое лукавство. Потому не учились мы собирать сокровищ на земле, идеже червь и тля тлит, татие подкапывают и крадут: идеже бо, сказано, есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше (Мф.6:19.21). Но благословен Бог, давший нам крепость на не видимых врагов! Ему слава во веки веков! Аминь.

Поучение 11

Пока есть еще у тебя время, брат, подвизайся, как добрый воин Христов, зная, что подвизаешься не о тленном венце, но об очищении грехов и о жизни вечной. Посему во всех делах своих приобрети себе смиренномудрие, которое есть матерь послушания. Сбрось с себя двоедушие, и во всем облекись верою, чтобы Господь, видя ревность души твоей, укрепил тебя в деле. Питай в себе сильную ненависть к лености, к соперничеству, ко всякому злонравию и зависти, так как для Господа оставил ты плотских родителей, друзей и имение. Ибо если в начале расслабят тебя помыслы, то потерпишь и утомление и ущерб. Итак, если когда случится нам для Господа и изнемочь несколько, или даже и сверх сил, не будем роптать. Ибо кто ропщет, тот явно о себе дает знать, что трудится не по собственному изволению. Ты, как мудрый, не состязуйся с нерадивейшими братиями, и не ревнуй проводящим жизнь не богобоязненно, твердо зная, что падающий разбивается, а побеждающий венчается.

По крайней мере, не ссорься с братом своим; ибо не знаешь, что, может быть, тревожит его какая-нибудь неизвестная тебе страсть, и потому он немощен. О таком человеке надобно нам более сострадать и утешать его, а не оскорблять, как несострадательным.

Ты же подвизайся подвигом добрым, зная, за чем пришел. Вот теперь у тебя благоприятное время собрать неистощимое богатство служением братии и плодоношением. Посему, возлюбленный, если на дворе не даешь накопляться нечистотам, то не давай и внутри себя усиливаться плотским пожеланиям. Но когда выметаешь золу из поварни, с великим смиренномудрием делай это, помня, что говорит Пророк: пепел, яко хлеб ядях, и питие мое с плачем, растворях (Пс.101:10). Размышляй, возлюбленный, о тленном огне, а вместе возводи ум к вечному пламени, который пожрет грешников, и плачь о своих грехах, а также о мне грешном, чтобы отпущение грехов даровал нам Господь. Ему слава во веки! Аминь.

Поучение 12. О некичливости

Если, отрекшись от суетной жизни, вступил ты, брат, в обитель великого числа братий, и игуменом передан на руки другому монаху, который бы учил тебя добродетельным подвигам, то не думай говорить или делать вопреки своему старшему, помышляя в себе что-нибудь неприличное, и говоря: "оставил я богатство, домы, поля, рабов и все вменил в уметы, да Христа приобрящу (Фил.3:8), а этот не имел у себя никакой собственности, и, что всего вернее, пошел сюда от нужды; ужели же пред ним буду смиряться; и дойду до такого уничижения? Разве от голода я здесь?" Не держи в себе таких мыслей, возлюбленный; слова сии исполнены гордыни. Напротив того, представляй в уме, что общий наш Владыка Христос для нас смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Фил.2:8). Разумей, яже глаголю: да даст убо тебе Господь разум о всем (2Тим.2:7). Два борца пришли вместе для борьбы, и один был одет в светлую одежду, а другой в убогую. И так светлую ли одежду употребит в дело борец во время подвига, или скорее противоборник в деле с противником воспользуется пособием мужества и искусства, соединенного с силою? Или как осмелимся просить у Бога отпущения прежних своих грехопадений, не забыв еще прежнего образа жизни? Или как облечемся в новаго человека, созданнаго по Богу, не совлекшись человека ветхого, тлеющаго в похотех прелестных (Еф.4:22.24)? Невозможно ветхого совокупить с новым, как сказал Спаситель наш: никтоже приставляет приставления плата небелена ризе ветсе: отторгнет бо приставление его от ризы, и горша дира будет (Мф.9:16); и еще: ниже вливают вино в мехи ветхи, но вино ново должно влить в мехи новы, и обое соблюдется (17). Не умудряйся по ветхому человеку; ибо написано: кто хочет мудр быти в вас, в веце сем буй да бываешь, яко да премудр будет. Премудрость бо мира сего буйства у Бога есть (1Кор.3:18.19). Итак возьмись за смиренномудрие, потому что написано: еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом (Лк.16:15), чтобы, исправив все хорошо и искусно, иметь тебе похвалу у Бога, и наследовать венец жизни, который обещал Он любящим Его. Ему слава во веки веков! Аминь.

Поучение 13. О смиренномудрии

И тем, которые от бедственной и многотрудной жизни переходят к жизни монашеской, должно не высокомудрствовать, не превозноситься, но показывать в себе всякую кротость и смиренномудрие, памятуя и рассуждая вместе о благодеяниях Господних, - о том, из каких затруднений века сего извлек их Господь; а иначе, рассеявшись умом, как неблагодарные, услышат от Благодетеля сказанное в Псалме: и человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им (Пс.48:13). Итак, возлюбленные, все дни жизни своей со многим смиренномудрием поработаем Господу, воздвигающему от земли нища, и от гноища возвышающему убога (Пс.112:7), чтобы и по кончине сподобил Он нас славы с кроткими и смиренными. Ибо написано: Господь воздает излиш творящим гордыню (Пс.30:24); и еще: Господь гордым противится, смиренным же дает благодать (Иак.4:6). Ему слава во веки! Аминь.

Поучение 14. О настоятелях

Тебе, брат, вверена душа? препояшь чресла свои, как муж; потому что не малый совершается подвиг; ты принял на себя дело душ совершенных. Потому весьма трезвись; великого внимания требует дело; не пренебрегай им, напротив того взаимное наше обращение да будет во всякой святости, чтобы, по невнимательности нашей, враг не посеял чего-либо своего, воспользовавшись послушанием подчиненного. Кто преступает пределы чистоты и целомудрия, и требует послушания по прихоти, тот не остается без наказания: от виноградов бо содомских виноград его, и розга его от Гоморры (Втор.32:32). Ибо Апостол говорит: отметаяй, не человека отметает, но Бога, давшаго Духа Своего Святаго в нас (1Сол.4:8).