Поучительные слова к египетским монахам

Ты же подвизайся подвигом добрым, зная, за чем пришел. Вот теперь у тебя благоприятное время собрать неистощимое богатство служением братии и плодоношением. Посему, возлюбленный, если на дворе не даешь накопляться нечистотам, то не давай и внутри себя усиливаться плотским пожеланиям. Но когда выметаешь золу из поварни, с великим смиренномудрием делай это, помня, что говорит Пророк: пепел, яко хлеб ядях, и питие мое с плачем, растворях (Пс.101:10). Размышляй, возлюбленный, о тленном огне, а вместе возводи ум к вечному пламени, который пожрет грешников, и плачь о своих грехах, а также о мне грешном, чтобы отпущение грехов даровал нам Господь. Ему слава во веки! Аминь.

Поучение 12. О некичливости

Если, отрекшись от суетной жизни, вступил ты, брат, в обитель великого числа братий, и игуменом передан на руки другому монаху, который бы учил тебя добродетельным подвигам, то не думай говорить или делать вопреки своему старшему, помышляя в себе что-нибудь неприличное, и говоря: "оставил я богатство, домы, поля, рабов и все вменил в уметы, да Христа приобрящу (Фил.3:8), а этот не имел у себя никакой собственности, и, что всего вернее, пошел сюда от нужды; ужели же пред ним буду смиряться; и дойду до такого уничижения? Разве от голода я здесь?" Не держи в себе таких мыслей, возлюбленный; слова сии исполнены гордыни. Напротив того, представляй в уме, что общий наш Владыка Христос для нас смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Фил.2:8). Разумей, яже глаголю: да даст убо тебе Господь разум о всем (2Тим.2:7). Два борца пришли вместе для борьбы, и один был одет в светлую одежду, а другой в убогую. И так светлую ли одежду употребит в дело борец во время подвига, или скорее противоборник в деле с противником воспользуется пособием мужества и искусства, соединенного с силою? Или как осмелимся просить у Бога отпущения прежних своих грехопадений, не забыв еще прежнего образа жизни? Или как облечемся в новаго человека, созданнаго по Богу, не совлекшись человека ветхого, тлеющаго в похотех прелестных (Еф.4:22.24)? Невозможно ветхого совокупить с новым, как сказал Спаситель наш: никтоже приставляет приставления плата небелена ризе ветсе: отторгнет бо приставление его от ризы, и горша дира будет (Мф.9:16); и еще: ниже вливают вино в мехи ветхи, но вино ново должно влить в мехи новы, и обое соблюдется (17). Не умудряйся по ветхому человеку; ибо написано: кто хочет мудр быти в вас, в веце сем буй да бываешь, яко да премудр будет. Премудрость бо мира сего буйства у Бога есть (1Кор.3:18.19). Итак возьмись за смиренномудрие, потому что написано: еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом (Лк.16:15), чтобы, исправив все хорошо и искусно, иметь тебе похвалу у Бога, и наследовать венец жизни, который обещал Он любящим Его. Ему слава во веки веков! Аминь.

Поучение 13. О смиренномудрии

И тем, которые от бедственной и многотрудной жизни переходят к жизни монашеской, должно не высокомудрствовать, не превозноситься, но показывать в себе всякую кротость и смиренномудрие, памятуя и рассуждая вместе о благодеяниях Господних, - о том, из каких затруднений века сего извлек их Господь; а иначе, рассеявшись умом, как неблагодарные, услышат от Благодетеля сказанное в Псалме: и человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им (Пс.48:13). Итак, возлюбленные, все дни жизни своей со многим смиренномудрием поработаем Господу, воздвигающему от земли нища, и от гноища возвышающему убога (Пс.112:7), чтобы и по кончине сподобил Он нас славы с кроткими и смиренными. Ибо написано: Господь воздает излиш творящим гордыню (Пс.30:24); и еще: Господь гордым противится, смиренным же дает благодать (Иак.4:6). Ему слава во веки! Аминь.

Поучение 14. О настоятелях

Тебе, брат, вверена душа? препояшь чресла свои, как муж; потому что не малый совершается подвиг; ты принял на себя дело душ совершенных. Потому весьма трезвись; великого внимания требует дело; не пренебрегай им, напротив того взаимное наше обращение да будет во всякой святости, чтобы, по невнимательности нашей, враг не посеял чего-либо своего, воспользовавшись послушанием подчиненного. Кто преступает пределы чистоты и целомудрия, и требует послушания по прихоти, тот не остается без наказания: от виноградов бо содомских виноград его, и розга его от Гоморры (Втор.32:32). Ибо Апостол говорит: отметаяй, не человека отметает, но Бога, давшаго Духа Своего Святаго в нас (1Сол.4:8).

Но и повинующийся в подобном деле не имеет похвалы от Бога, потому что подражал не Иосифу, и соревновал не блаженной Сусанне. Иосиф, и в рабство проданный Египтянке, не увлекся ее ласкательствами, и угрозы смерти не устрашили боголюбца. Ибо иногда, обольщая юношу, обещала она сделать ему множество подарков; когда же не соглашался он, неоднократно грозила смертью и мучениями. Но он ничего не предпочел целомудрию, и послушный во всем ином, отказывался исполнить это одно, положив тем знамение нашего жития. Подобно и блаженная Сусанна пожелала лучше умереть, нежели согрешить пред Богом.

Великое же наказание готовит себе, кто клевещет на праведного; потому и Апостол говорит: со страхом и трепетом свое спасение содевайте (Фил.2:12). Враг сильно противится преуспевающим в добродетелях, но верные попирают его.

А старшие должны быть для младших образцом всякой добродетели, чтобы не подать нам вину хотящим вины (2Кор.11:12). Ибо если сами не покорны, то как младших научим послушанию? Если сами чревоугодники, или преданы пиянству, или сребролюбивы; то как младших себя научим воздержанию и терпению? Если сами не предусмотрительны, или многоречивы, или непостоянны; то как младших себя научим степенности и постоянству? Господь и Спаситель наш Иисус Христос сказал: иже сотворит и научит, сей велий наречется в царствии небеснем (Мф.5:19). И еще говорит чрез Апостола: образ буди верным (1Тим.4:12).

Скажешь ты мне: "если не сделаю, то ужели мне и не говорить брату полезного?" Отвечу на сие: что пользы, возлюбленный, если увещевая других, сами делаем противное? Господь говорит чрез пророка Иезекииля: комуждо по пути его сужду вам, глаголет Адонаи Господь (Иез.18:30). Прежде не делали мы? не поленимся теперь делать. Прежде были мы побеждены? теперь не уступим над собою победы. Прежде мы не радели? теперь не будем нерадивыми; обратимся наконец ко Господу. О том же, чтоб учить и увещевать одному другого, имеем заповедь Святаго Духа; ибо сказано: обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти, и покрыет множество грехов (Иак.5:20).

Таким образом, возлюбленные, и нам не должно осуждать старших себя; ибо написано: не судите, да не судими будете (Мф.7:1). Имеете, братия, пример смиренномудрия в пророке Самуиле. Не вознесся он сердцем пред священником Илием, хотя и слышал о нем от Бога. И Апостол Петр заповедует, говоря: повинуйтеся не токмо благим и кротким, но и строптивым. Се бо есть угодно пред Богом, аще совести ради Божия терпит кто скорби, стражда без правды. Кая бо похвала, аще согрешающе мучими терпите? Но аще добро творяще и страждуще терпите, сие угодно пред Богом. На сие бо и звани бысте, зане и Христос умер по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его: иже греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его: иже укаряемь противу не укаряше, стражда не прещаше: предаяше же судящему праведно (1Пет.2:18-23).

Итак позаботимся о своем спасении, возлюбленные, будучи готовы к покаянию по всякому слову, какое услышим, особливо от настоятеля своего о Господе. Ибо как вода угашает огонь, так чистое покаяние угашает ярость, и отвращает гнев. Да убедит тебя в этом пятьдесятник, который, смиренномудрием умилостивив Пророка Илию, спасся от гнева.

Итак, возлюбленный, имей послушание во всем о Господе, чтобы Господь, видя негорделивость и смирение сердца твоего, возвысил тебя. Храни же слово Его; и с нами да будет Сказавший: идеже еста два или трие собрани во имя мое, ту есмь посреде их (Мф.18:20). Ему слава во веки! Аминь.