Поучительные слова к египетским монахам

Но и повинующийся в подобном деле не имеет похвалы от Бога, потому что подражал не Иосифу, и соревновал не блаженной Сусанне. Иосиф, и в рабство проданный Египтянке, не увлекся ее ласкательствами, и угрозы смерти не устрашили боголюбца. Ибо иногда, обольщая юношу, обещала она сделать ему множество подарков; когда же не соглашался он, неоднократно грозила смертью и мучениями. Но он ничего не предпочел целомудрию, и послушный во всем ином, отказывался исполнить это одно, положив тем знамение нашего жития. Подобно и блаженная Сусанна пожелала лучше умереть, нежели согрешить пред Богом.

Великое же наказание готовит себе, кто клевещет на праведного; потому и Апостол говорит: со страхом и трепетом свое спасение содевайте (Фил.2:12). Враг сильно противится преуспевающим в добродетелях, но верные попирают его.

А старшие должны быть для младших образцом всякой добродетели, чтобы не подать нам вину хотящим вины (2Кор.11:12). Ибо если сами не покорны, то как младших научим послушанию? Если сами чревоугодники, или преданы пиянству, или сребролюбивы; то как младших себя научим воздержанию и терпению? Если сами не предусмотрительны, или многоречивы, или непостоянны; то как младших себя научим степенности и постоянству? Господь и Спаситель наш Иисус Христос сказал: иже сотворит и научит, сей велий наречется в царствии небеснем (Мф.5:19). И еще говорит чрез Апостола: образ буди верным (1Тим.4:12).

Скажешь ты мне: "если не сделаю, то ужели мне и не говорить брату полезного?" Отвечу на сие: что пользы, возлюбленный, если увещевая других, сами делаем противное? Господь говорит чрез пророка Иезекииля: комуждо по пути его сужду вам, глаголет Адонаи Господь (Иез.18:30). Прежде не делали мы? не поленимся теперь делать. Прежде были мы побеждены? теперь не уступим над собою победы. Прежде мы не радели? теперь не будем нерадивыми; обратимся наконец ко Господу. О том же, чтоб учить и увещевать одному другого, имеем заповедь Святаго Духа; ибо сказано: обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти, и покрыет множество грехов (Иак.5:20).

Таким образом, возлюбленные, и нам не должно осуждать старших себя; ибо написано: не судите, да не судими будете (Мф.7:1). Имеете, братия, пример смиренномудрия в пророке Самуиле. Не вознесся он сердцем пред священником Илием, хотя и слышал о нем от Бога. И Апостол Петр заповедует, говоря: повинуйтеся не токмо благим и кротким, но и строптивым. Се бо есть угодно пред Богом, аще совести ради Божия терпит кто скорби, стражда без правды. Кая бо похвала, аще согрешающе мучими терпите? Но аще добро творяще и страждуще терпите, сие угодно пред Богом. На сие бо и звани бысте, зане и Христос умер по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его: иже греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его: иже укаряемь противу не укаряше, стражда не прещаше: предаяше же судящему праведно (1Пет.2:18-23).

Итак позаботимся о своем спасении, возлюбленные, будучи готовы к покаянию по всякому слову, какое услышим, особливо от настоятеля своего о Господе. Ибо как вода угашает огонь, так чистое покаяние угашает ярость, и отвращает гнев. Да убедит тебя в этом пятьдесятник, который, смиренномудрием умилостивив Пророка Илию, спасся от гнева.

Итак, возлюбленный, имей послушание во всем о Господе, чтобы Господь, видя негорделивость и смирение сердца твоего, возвысил тебя. Храни же слово Его; и с нами да будет Сказавший: идеже еста два или трие собрани во имя мое, ту есмь посреде их (Мф.18:20). Ему слава во веки! Аминь.

Поучение 15

По частям созидается город, и со управлением бывает брань (Притч.24:6). Неопытный не может владеть луком, как опытный; и отроку невозможно бежать наравне с мужем. Если на отрока возложишь бремя не по силам его, то сделаешь ему вред; и если не будешь радеть об его учении, то ни к чему не будет он годен. Так и новоначальным должно управлять с рассуждением, не налагать на него бремени по тщеславию, и не пренебрегать души его. Но как мудрый рассуди, каким образом сам ты подчинялся старшему себя; и таким же образом понемногу давай ему уроки подвижничества. Но не принуждай брата к делу по страсти сребролюбия; потому что Господь - Сердцеведец. Как уповающий получить воздаяние от Бога, научай его подвигам добродетели и степенному житию. Если, по совершении бдения и обычного правила, сам ты намерен бодрствовать, а подчиненный хотел бы немного уснуть, дай ему отдых. Ибо, по сказанному выше, невозможно отроку бежать наравне с совершеннолетним. Если немощен он телом, не отвергай его, но потрудись с ним, и будь к нему долготерпелив, как умный земледелец, посадивший доброе растение у себя на поле. Приложи же все старание, представити тело его жертву живу, благоугодну Богови (Рим.12:1), чтобы и нам не быть осужденными с теми, которых обвиняет Апостол, говоря: имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися (2Тим.3:5). Итак учи подчиненного всякому доброму делу; потому что написано: аще изведеши честное от недостойнаго, яко уста Моя будеши (Иер.15:19). Наставники века сего не отвергают юных душ, за их упрямство, и не отказываются обращаться с детьми для награды человеческой; кольми же паче совершенным надобно ради Господа терпеть немощных. Ибо написано: сия глаголет Господь: блажен, иже имеет племя в Сионе, и южики во Иерусалиме (Ис.31:9).

И сам ты, возлюбленный, не отказывайся принять увещание от отца своего, родившего тебя о Господе; ибо Апостол говорит: повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся: тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяще: да с радостию сие творят, а не воздыхающе: несть бо полезно вам сие (Евр.13:17), Потому и в Псалме говорится: накажет мя праведник милостию и обличит мя, елей же грешнаго да не намастит главы моея (Пс.140:5). Ибо и больные телом делают насилие природе своей, выполняя все, что предписывают им врачи; не тем ли паче должны мы иметь послушание к тем, кому вверено врачевание душ наших?

Пожелаем же изучить и заповеди Святаго Духа. Истолкователи не существующей мудрости мира сего (премудрость бо мира сего буйство есть у Бога) прилежно занимаются чтением; не тем ли паче должны мы вникать в словеса Божии и изучать их для спасения душ своих? И Дух Святый ублажает испытующих свидетельства Его, говоря: блажени испытающии свидения Его, всем сердцем взыщут Его (Пс.118:2). И еще в другом Псалме говорит: блажени людие, ведущие воскликновение (Пс.88:16). Послушай и Апостола, который говорит: всякое наказание в настоящее время не мнится радость быти, но печаль: последи же плод мирен наученым тем воздаст правды (Евр.12:11). Господу слава во веки! Аминь.

Поучение 16

Сподобился ты, брат, святого монашеского одеяния? не превозносись над ожидающими сего в следующее лето; ибо добродетель не в том, что почитают кого-либо первым, а в том, чтобы претерпеть до конца. Приняв на себя монашеский образ, не подумай сказать сам в себе: "теперь освободился я от труда"; напротив того тем паче трудись теперь в добродетелях, чтобы не причинить себе вреда. Ибо доселе нередко и по принуждению от старшего не был ты нерадив о своем спасении; до сих пор был ты еще во внешней храмине, а теперь вступил во внутреннюю храмину. Поэтому не будь теперь нерадив о себе, чтобы не погубить тебе трудов своих, но получить награду свою. С сего времени делаются видными и труд твой, и прилежание, и чистота, и безмолвие; с сего времени делается видным, какого вожделеваешь пути, - широкого ли и пространного, вводящего в пагубу, или узкого и тесного, вводящего в жизнь вечную.

На широком пути бывает следующее: злоумие, развлечения, чревоугодие, пиянство, расточительность, непотребство, раздор, раздражительность, надменность, непостоянство и тому подобное; а за ними следуют неверие, неповиновение, непокорность; последнее же из всех зол - отчаяние. Кто предан сему, тот заблудился с пути истины, готовя себе собственную свою погибель.