Подвижнические монахам наставления

5) Внешние и внутренние тяготы переменчивы; потерпи, придет и легкость.

6) Кто без трудов венчался? - но вот-вот смерть, и трудам конец; вступишь в лики святых.

1) Се поприще состязания! Се борьба! - Подвижно борющийся, добре текущий и ум свой держащий отрешенным от всего чувственного и страстного одерживает настоящую победу, венчается венцом безсмертной славы, сыном Божиим провозглашается, и наследником вечных благ еще от зде. Кто же увлекается сластьми греховными и сам себя ввергает в сети диавольские, тот терпит истинное поражение, покрывается стыдом грехов ради, сыном диавола делается и наследником огня геенского и разных других вечных мук. Войдите же в себя, испытайте веру свою и познайте, каково и где стояние ваше и хождение. И если на правом пути находитесь и царским путем шествуете, добре и предобре! - Если же погрешили в шествии своем и попали на стремнины греховные, поспешите возвратиться, прежде, чем свечереет век сей седьмый и настанет оный осьмый, несущий с собою суд и воздаяние.

2) Устремитесь к заповедям Божиим, сейте семена добродетелей в сердца ваши, чтоб, в свое время, пожать плоды правды. Никто не будь лежебоком, чтоб не услышать от Приточника: иди ко мравию лениве, или иди ко пчеле трудолюбивой (Прич.6,6.8). Никто не будь лукав и двоесердечен, одно имеюще в сердце, а другое говорящь, чтоб не быть пораженным грозным приговором священнопевца Давида, который говорит: потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый (Пс.11,4). Никто не оставаяся без дела и не будь празден, чтоб не подпасть присуждению св. Павла, говорящего: аще и хощет кто делати, ниже да яст (2Сол.3,10). Никто не будь велемудр, чтоб не испытать того, чем грозит св.Иаков, говоря: Господь гордым противится, смиренным же дает благодать (Иак.4,6).

3) Все бодренно шествуйте в Господе, и заповеди Его творите, привнося каждый в общность жизни нашей, как в сокровищное хранилище наше (Мк.12,43) то, что ему под силу и что ему подручно, - кто экономство, кто священнослужение, кто смотрение за больными, кто песнопение, кто чтение, кто вертоградство, кто краснопись, - и вообще никто да не будет ничего не приносящим и да не является пред Господа тощ. Приемлет Господь приношения не только великие, но и малейшие, приемлет даже того, кто проговорит стих в напоминание о смерти, если, может быть, ничего другого сделать он не силен, как две лепты вдовицы. Бог определяет цену дел, смотря на произволение делающего. Имея убо Бога благого и многомилостивого, и паче нас самих хотящего спастись нам, будем шествовать путями Его правыми, и обретем покой душам нашим.

4) Ничто из случайных затруднений на Евангельском пути нашем да не пресекает ничьего течения; но пусть стропотен и притруден путь, скоро да течем, да благодушествуем, да мужествуем, да проходим и переходим с холма на холм, с пригорка на пригорок, пока взыдем на гору Господню и станем на святом Его месте безстрастия. Шествующие вместе облегчают друг другу путь. Друг друга тяготы, по Апостолу, носите и вы (Гал.6,2).

5) Всегда так бывает, что ныне малодушие, а завтра мужество, теперь печальное расположение, а вдруг воодушевление, сию минуту страстей возстание, а в следующую Божия помощь и их пресечение; не таким, как вчера, явишься ты и послезавтра, и не навсегда одинаковым пребудешь ты, возлюбленный; но придет к тебе благодать Божия и поборет по тебе Господь. Речешь тогда: где был еси доселе, Господи? и Он скажет тебе на это: смотрел, как ты борешься, и ждал. Будем же терпеливы, возвеликодушествуем немного; стесним себя и тело свое придавим, порабощая его и далеко от себя отбрасывая страсти.

6) Кто не подвизавшись венчается? Кто не злопострадав упокоевается? Кто собирает плоды жизни, не насадив и не возрастив добродетелей в душе своей? Насаждайте, прививайте, трудитесь, потейте, чада мои, делатели Божии, подражатели Ангелов, соревнователи безплодных! Не видите разве конца подвигов? Не часто разве умирают братья? Не каждый ли день совершаем надгробные над почившими пения? Зачем же убиваешься скорбью ты - малодушный? придет и к тебе смерть. Не ныне, - завтра умрешь.

Ужели это не восхищает тебя, не воодушевляет и не ставит выше всякого труда, всякой скорби и неприятности?

Слово 26

1) С высоты иноческого жития воззрев на мир, видите море суеты волнующееся; радуйтесь же, что избавились от сего.

2) Затем, на себя обращая взор, видите теже предметы (родителей, родных, имение и прочее), только в Божественном ублажающем качестве; теките же добре, да постигнете.

3) Перечень возводящих горе - доброт, и низводящих долу - худостей.

4) Сетование о монашеских неисправностях.