Подвижнические монахам наставления

6) Кто не подвизавшись венчается? Кто не злопострадав упокоевается? Кто собирает плоды жизни, не насадив и не возрастив добродетелей в душе своей? Насаждайте, прививайте, трудитесь, потейте, чада мои, делатели Божии, подражатели Ангелов, соревнователи безплодных! Не видите разве конца подвигов? Не часто разве умирают братья? Не каждый ли день совершаем надгробные над почившими пения? Зачем же убиваешься скорбью ты - малодушный? придет и к тебе смерть. Не ныне, - завтра умрешь.

Ужели это не восхищает тебя, не воодушевляет и не ставит выше всякого труда, всякой скорби и неприятности?

Слово 26

1) С высоты иноческого жития воззрев на мир, видите море суеты волнующееся; радуйтесь же, что избавились от сего.

2) Затем, на себя обращая взор, видите теже предметы (родителей, родных, имение и прочее), только в Божественном ублажающем качестве; теките же добре, да постигнете.

3) Перечень возводящих горе - доброт, и низводящих долу - худостей.

4) Сетование о монашеских неисправностях.

1) Начну ныне мое вам наставление Апостольским возглашением: радуйтесь всегда о Господе (Фил.4,4).

и проч.

Сие ведая, убойтесь единого Бога живого, оградите себя духовно, облекитесь в броню и во всеоружие заповедями, восприимите меч духовный, иже есть глагол Божий и низриньте долу миродержителей тьмы века сего, и духов злобы, чтоб могли вы с божественным Павлом воззвать: подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох: прочее соблюдается мне венец правды, егоже воздаст нам Господь в день он, праведный Судия (2Тим.4,7).

3) Восходят до небес, и низходят до бездн, поет св. Давид. Принимая это духовно, получаем следующий урок: кто мало по малу исправляет должное должным образом, тот восходит на высшие степени добродетели; а кто предается нерадению, тот низходит в бездну пагубы. Теперь посмотрим, что возводит горе и что низводит долу. Горе возводят: Христоподражательное послушание, с Богом сочетавающее смиренномудрие, отчуждение от самовозвеличивания, от всяких притязаний, от первенстволюбия, от желания выказываться, от лукавства, от злорадства, от честолюбия, от смехотворства и насмешек, от кичения и гордения чем-нибудь из прежней своей жизни (как бывает, что иной говорит: я был тем-то и тем-то, то и то имел, такие и такие дела делал. - О, срам! Что бы укрывать следовало, он этим величается, забыв богоподражательный чин свой). Приложу еще: собранность, любообщительность с братством, скорость на извинения, склонение выи и главы, очей и веждей опущение к земле, скромное держание рук и ног, неозабочивание себя, чем и как одет, прежде же и после всего - откровенное сказывание о всяком движении душевном, - и, чтоб не растягивать более слова, - всякое другое доброе чувство, расположение и деяние, равносильное указанным. - Долу же низводят: безстрашие Божие, где нет страха Божия, там всякая горесть, и гнев, и хула (Еф.4,31), по Апостолу, и последствия их, гордые мудрования, надмение лица, извращение очей (или подъятие), разширение ноздрей, прижмурение век, вздымание волос (волосы дыбом).

4) По грехам моим вижу я некоторых в среде братства развратившихся и забывших свои с Богом заветы и страшные обещания, - и то, что в будущем имеем мы стать пред страшным судилищем. О, несмысленные и косные сердцем (Лк.24,25), чтоб содержать в мысли, на что согласились и решились мы вначале! Не дали-ль мы обета - жаждать, алкать, наготствовать, терпеть осмеяния, брани, раны и даже смерть? Но где у нас ныне такие, когда мало-мало случится с кем что-либо неприятное, и он в конец разстроивается? - Придите же все в раздумье о себе, и восприимите страх Божий. Да не дерзает никто из нас возвращаться опять на то, от чего отказались. Не допустим, чтоб, жалея о мирянах, по причине осуетения их, сами были ими горько оплакиваемы и в сем и в будущем веке, по причине греховности нашей. Что из того, что тебе говорят: отче святый?! Что из того, что люди просят благословения у нас, когда сами мы остаемся неблагословенными и необузданными, как дикие звери?! - Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа да сохранит правоходящих путем Его, а поскользнувшихся опять да введет на стези заповедей Своих!

Слово 27